А. С. Пушкин. К портрету Жуковского. Можно ли считать стихотворение, адресован­ное портрету, посланием?

1. Можно ли считать стихотворение, адресован­ное портрету, посланием?

В какой-то мере можно считать это сти­хотворение посланием. Уже в самом заго­ловке присутствует необходимое для дан­ного жанра обращение к конкретному ад­ресату. Содержание его говорит о том, что через формальное обращение к портрету послание адресуется самому изображенно­му на нем — В. А. Жуковскому — с оцен­кой его внутреннего мира, поэзии, его влияния на читающее общество.

Как и принято в жанре послания, автор выража­ет свое эмоциональное отношение к

собе­седнику.

2. Какие художественные приемы используются для описания изображенного на портрете человека? Какой из них берет на вооружение Пушкин?

Для описания изображенного на портре­те человека в художественном произведе­нии используются разнообразные приемы: детальная передача черт внешности, выра­жения лица, жестов, особенностей костю­ма, окружающей обстановки. Известен термин «психологический портрет», озна­чающий такое описание внешности изо­браженного человека, через которое рас­крывается его внутренний мир. Порой бы­вает достаточно показать лишь одну, но очень существенную черту внешности

ге­роя, которая многое расскажет о его на­строении, переживаниях, каких-то чер­тах характера.

Иногда вместо описания внешности изображенного лица раскры­вается производимое им впечатление на окружающих. Последний прием и берет на вооружение Пушкин, раскрывая в по­слании к портрету оценку и значение творчества Жуковского: пленительная сладость пройдет веков завистли­вую даль; утешится печаль; задума­ется радость и т. д.

3. Какую роль в этом стихотворении играет оли­цетворение?

Олицетворение означает перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы. В обращении к портрету как к собеседнику можно увидеть прием олицетворения.

4. Каким стихотворным размером написано это произведение?

Стихотворение написано пятистопным ямбом.

5. Как рифмуются его строки?

В стихотворении используется пере­крестная рифма. В рифмующихся словах послания «К портрету Жуковского» сосредоточены созвучия, усиливающие в сочетании с рядом стоящими словами мягкость звучания стиха, лирический настрой автора: пленительная сла­дость — о славе младость; завистли­вую даль — безмолвная печаль. Через эти особенности звукописи раскрывается характер тонкой, созерцательно-психоло­гической поэзии Жуковского.




А. С. Пушкин. К портрету Жуковского. Можно ли считать стихотворение, адресован­ное портрету, посланием?