Анализ произведения по роману Путешествие из Петербурга в Москву
Александр Николаевич Радищев был первым русским революционером, принадлежащим к классу дворян. В своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он провозгласил назревшую необходимость революции, выступил против крепостного права и монархии. Он был страстным патриотом и в своей книге яркими красками нарисовал картины самодержавной деспотии и крепостной неволи.
Данное произведение появилось в одном из книжных магазинов столицы в мае 1790 года.
«Путешествие…» было напечатано без указания автора, поскольку в нем
Имя автора скоро было установлено, Екатерина II была напугана содержанием книги и сравнивала Радищева с Пугачевым, называя писателя еще большим бунтовщиком.
Александр Николаевич Радищев пропагандировал наиболее передовые идеи своего времени, ему были известны великие труды французских просветителей, однако его «Путешествие из Петербурга в Москву» было написано на русской исторической почве,
Говоря о «Манифесте о вольности дворянства», в своем «Путешествии…» Радищев писал, что «крестьянин в законе мертв». Согласно таким указам правительства, крестьянин переходил в полное распоряжение помещика, крестьяне все больше порабощались, и это порабощение приобретало бесчеловечные черты.
Законы, определяющие размеры крестьянских повинностей — оброка и барщины, — отсутствовали. В одной из глав своего произведения — «Любани» герой Радищева разговаривает с крестьянином, работающим в воскресенье. Путешественник предполагает, что крестьянин — раскольник, однако тот отвечает, что вынужден шесть дней в неделю ходить на барщину, поэтому на своей земле он работает в воскресенье.
Да еще хлеб добывать можно и ночью, с голоду не умрет тот, кто не ленится.
Выслушав крестьянина, путешественник обращается к крепостникам, чтобы те страшились жестокосердных помещиков, ведь на челе каждого крестьянина видится осуждение. Но тут мысли героя обращаются к нему самому и к его слуге Петрушке. Путешественник приходит к выводу, что его крепостной так же несчастен. Так кто же дал одним людям власть над другими?
Ответ напрашивается сам собой: «Закон!» По лицу героя текут слезы стыда и гнева. Задумавшись о несправедливости окружающего мира, он пришел в ужас от той пропасти, которая существует между ним и крестьянами. Только совестливый человек может понять это, и мы видим, что герой Радищева именно такой.
Герой взглянул на мир вокруг него и его душа «страданиями человечества уязвлена стала». Он за многое осуждает свой класс и себя самого. В путешественнике мы видим Радищева, глядящего на действительность взором патриота, который горячо желает своей стране счастья.
Каждая новая глава произведения — это картины безобразий, вранья и произвола, которые безнаказанно свершаются в стране, где правит самодержавие и крепостничество. Эти картины разнообразны, но одинаково типичны.
Вопиющая несправедливость творится спокойно и обыденно, а государственная служба — это неприкрытое орудие классового угнетения. Хищные подрядчики, грубые и циничные вельможи, грабящие и мучающие своих крестьян крепостники-помещики несут крестьянам бесконечные страдания, которыми пропитаны почти все страницы «Путешествия…» Радищева.
В произведении не существует «благополучных деревень». Периодически на страницах книги проскальзывают положительные образы дворян. Но это единичные образы, и они не способны что-то изменить в этом мире.
Сквозь все произведение проходит тема восстания порабощенного крестьянства, которое выступает против царя — «злодея злодеев всех лютейшего», а также его приспешников-дворян — «алчных зверей, пиявиц ненасытных».
А. Н. Радищев не только оправдывает выступления крепостных крестьян против помещиков, но и призывает их вступить в решительную борьбу с самодержавием и крепостничеством.
Произведение Радищева написано около 200 лет тому назад, но множество обвинений Радищева и по сей день актуально. Автор в своем «Путешествии…» говорит, что в стране опустошения, которую мы называем блаженной «сто гордых граждан утопают в роскоши» и при этом «тысячи не имеют надежного пропитания» и укрытия от холода и зноя. Не о нас ли это сказано?!
Анализ произведения по роману Путешествие из Петербурга в Москву