Анализ произведения Здание на песке Аркадия Аверченко

«Здание на песке» это небольшой рассказ, состоящий из двух частей связанных между собой в хронологической последовательности. Он написан от первого лица в сатирической манере. Автор гармонично связывает форму и содержание повествования и переносит нас в дореволюционное время, в квартиру со средним достатком.

Семейная пара Митя и Липочка ждет первенца и вокруг этого события закручен весь сюжет рассказа. Главному герою не совсем понятны бурные обсуждения предстоящего рождения наследника, и он не разделяет веселого настроения, а откровенно

стебется над своим другом Митей.

Главный герой позволяет себе отпускать в их адрес колкости и неприкрытые издевки, считая подобное поведение обоих просто абсурдом. Автор также показывает его отношение с помощью мыслей, которые не слышат хозяева квартиры, но читаем мы, таким способом он нас заочно присоединяет к позиции главного героя. Получается, что мы как бы на его стороне, потому что он нам предлагает посмотреть на эту же ситуацию только с другой — комичной стороны.

В первой части есть четыре микротемы, в которых автор достаточно сжато обрисовывает нам суть конфликта.

Первая микротема: Митя

любезничает с Липочкой, а главный герой «тихо сидит в уголку и смотрит на них». В этой микротеме на первый план выходят хозяева квартиры, а главный герой только мысленно подсмеивается над ними, давая какие-либо «практические» с его точки зрения советы.

Во второй микротеме диалог завязывается уже непосредственно с главным героем. Автор называет «глупыми и праздными» те вопросы, которые Митя задает главному герою, своему другу, и он сначала отвечает на них мысленно язвительно, а вслух говорит то, что хочет услышать Митя. Главный герой благодушен и корректен, за что и поплатился очередным показом приданного для малыша, сам того нехотя в третьей микротеме!!!

Здесь сатирически высмеиваются мужские переживания по поводу наследника. Липочкино отношение ко всему происходящему автор не показывает, так как это не так интересно и всегда однообразно. Ведь женщина — есть женщина.

Высмеивается мужские слезы у кроватки в ожидании малыша.

— Вот тут он будет лежать… Большой, толстый мальчишка. «Папочка, — скажет он мне, — папочка, дай мне карамельку!» Гм… Надо будет завтра про запас купить карамели.

С помощью карамелек автор показывает, что Митя не понимает, что будет необходимо ребенку в тот период, когда он будет лежать в кроватке. Конечно же никто карамелек младенцу не дает и Аверченко специально дает совет Мите устами главного героя:

— Купи пуд, — советую я.

Четвертая финальная микротема первой части опять переносит нас в гостиную. После всех показов и сентиментальных отступлений Мити главный герой раздражен и не сдержан. Назревает конфликт первой части.

Если в первой микротеме главный герой молчал и только мысленно подсмеивался над происходящим, то здесь он уже говорит в открытую. Для усиления эффекта и накала комичной ситуации Аверченко уточняет, что он это говорит могильным голосом:

— Могу заверить тебя честным словом, что губы, как и все другое на лице твоей жены, принадлежат именно ей!

Его юмор непонятен Мите и он списывает раздражительность друга на то, что тот просто сегодня нервничает. Продолжает сюсюкаться с женой, чем полностью выводит из себя главного героя и тот уходит не попрощавшись. Автор показывает нам, что уход нисколечко не повлиял на диалог семейной пары и даже после ухода он продолжили обмен любезностями.

Во второй части происходит радикальная смена настроения Мити. Насколько в первой части он был влюблен и восторжен, настолько же во второй части он взбещен и озлоблен. Автор красочно показывает ужас и безвыходность Мити.

И во второй части всего две микротемы.

Первая — это получение записки и приход главного героя к другу. Сухость и раздраженность Мити предвосхищает кульминацию всего произведения. Ей является подход к корзине для белья «счастливого отца» и главного героя.

Митя разговаривает отрывисто и громко, автор использует ругательства и несколько восклицательных знаков для усиления выразительности. Главный герой же не издевается и не сарказничает над другом, а искренне ему сочувствует. Ведь теперь жизнь Мити кардинально изменится, ожидание розовощекого карапуза превратилось в кошмар всей его жизни. Аверченко красочно показывает новое отношение к Липочке: из «чьи это губки» она мгновенно превращается в «жалкую клячу». А почему?

Потому что Митя реально осознает весь масштаб произошедшего!!!! И здравый человеческий эгоизм не дает ему покоя. Он не может еще смирится с данной действительностью и от этого так зол и резок.




Анализ произведения Здание на песке Аркадия Аверченко