Анализ стихотворения Гумилева «Душа и тело»
Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического «я». Герой «Памяти», открывающей «Огненный столп», начинает исследование-самоанализ личности.
Стихотворение «Душа и тело», созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира «угрюмого и упрямого зодчего», последнего из ликов
Форма философского триптиха «Душа и тело» обнаруживает сходство с драматическим жанром: в основе творения — полилог трех персонажей: души, тела и «вопрошателя». Предлагая оригинальный трехчастный вариант, поэт полемизирует с традиционной трактовкой схемы «Вечная душа — бренное тело». Подобная композиция не нова для гумилевской поэтики: в «Разговоре», написанном семью годами ранее анализируемого текста, была заявлена триада персонажей: души, тела и земли.
Каждый из героев наделен индивидуальными чертами, предпочтениями и устремлениями. Голос души музыкален, подобен
Душа защищается от несовершенного мира маской «холодного горя», как «надежным щитом».
«Простому» телу близки чувственные радости жизни. Разнообразие земных удовольствий дано в образах, апеллирующих ко всем шести типам чувств. Купание в море и бешеная скачка на лошади, птичьи крики и запахи луговых трав, пьянящий поцелуй — понимание красоты земного мира связывается с неумолимой перспективой конечности существования, несущей «непоправимую гибель» телу.
Последний персонаж триады — загадочный «вопрошатель». Его образ возвышается над вечными антагонистами, и это преимущество подтверждается соответствующей лексикой: «взоры вознес», «милостиво ответил». Показательна и величественная реакция персонажа на «дерзостные» вопросы собеседников. В своем ответе-отповеди «вопрошатель» объясняет причины превосходства: он приближен к божественному началу.
Персонаж сравнивает себя с мировым древом из скандинавского эпоса и намекает на бесконечность собственного существования, перед которым меркнет не только короткий срок жизни смертного тела, но и время, отведенное для бессмертной души. Финальная формула окончательно утверждает господствующее положение «вопрошателя»: персонаж является выразителем вечной сущности, а душа и тело — только «слабыми отсветами» его сновидений.
Анализ стихотворения Гумилева «Душа и тело»