Анализ стихотворения Пушкина «К портрету Жуковского»

Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости.

Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть «завистливую даль» времени. Какие чувства вызовут произведения Жуковского

в душах потомков? Они «утешат» грустных и подтолкнут к раздумьям счастливых, дадут повод помечтать о славе молодым честолюбцам.

Хотя источником вдохновения стало художественное полотно, содержание стихотворения посвящено не личности Жуковского, а «портрету» его лирики. Автор насыщает стихотворный текст лексикой и образами, характерными для поэтики адресата. Центральная категория стихотворения — «сладость».

Эта лексема, часто применяемая Жуковским, демонстрирует стилевые черты и особенности мировоззрения романтического поэта. «Сладостью» обозначаются положительные жизненные впечатления

и предметы, образы которых способны вызвать любовь и умиление, счастье и умиротворение. Ключевая лексема получает оригинальный эпитет «пленительная»: подобный выбор подчеркивает состояние чарующей гармонии, возникающее у настоящего и прогнозируемого читателя.

Текст миниатюры богат тропами. В первом двустишии встречаются сходные по композиции метафоры, структура которых включает инверсную конструкцию с родительным падежом: «стихов сладость» и «веков даль». Каждый из метафорических компонентов наделен эпитетом. Второй пример осложняется олицетворением: литературное наследие адресата способно «проходить» сквозь столетия. Прием предваряет череду однотипных олицетворений, предметом которых становятся элегические категории младости, «безмолвной» печали и «резвой» радости.

Параллельное содержание четвертой и пятой строк подчеркнуто их сходным синтаксисом. Показательно, что антитеза «печаль» — «радость» призвана не выявить противоречия, а подчеркнуть подобие.

Пушкинская миниатюра заслужила высокую оценку, и первые восторженные отзывы принадлежат современникам: критики отмечают ясный и логичный стиль, сочетающий открытость культурному опыту с неповторимостью авторской поэтической системы.




Анализ стихотворения Пушкина «К портрету Жуковского»