— анализ: Во весь голос, Маяковский
Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим завещанием стало вступление к поэме «Во весь голос» . Здесь продолжена классическая тема «памятника», начатая еще в стихах Державина и Пушкина.
Маяковский избирает форму «разговора с потомками», точно обозначая тему: «о времени и о себе». Сам замысел обращения в будущее через головы современников, резкое начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского в неумении писать, считал его стихи непонятными,
Я, ассенизатор и водовоз,
Революцией
Мобилизованный и призванный…
В этих строках берут начало основные мотивы
За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток и заканчивая его поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искусства, усиленная восприятием нового мира как своего, долгожданного, давшего новый импульс мировой истории. Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все — и жизнь, и творчество — максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится «построенный в боях социализм».
В произведении развиваются два метафорических ряда: поэзия — оружие и поэт — водовоз. Причем Маяковский, как замечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова «вода». В одном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной. В другом случае это метафора поэзии пустой, льющей воду из пустого в порожнее, В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор «железного стиха» сменяется иронически-пародийным темпом романса. Контраст подчеркнут также выбором лексики и рифмой: «Роз — туберкулез», «высились — сифилис», «выжиг — книжек».
Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.
— анализ: Во весь голос, Маяковский