Андре Жид. Испанская литература начала ХХ века
Андре Жид искал ответы на многие нравственные вопросы времени, мечтал о справедливом мире без насилия, о полной свободе проявления личности. В ранний период творчества он испытывал влияние символизма и Оскара Уайльда, эстетики Поля Валери и Марселя Пруста, не прошел мимо ницшеанства. В 1921 г. Жид печатает статью о Прусте, его особенно восхищает, что Пруст «ничего не пытается доказать», он воспринимает Пруста как идеал, к которому надо стремиться. Жид утверждает, что Пруст заставляет читателя надеть очки и увидеть множество интересных подробностей
Реальная действительность существует для него как своего рода неизбежность, отталкиваясь от которой можно начать нескончаемое плетение словесных узоров.
Первые книги Андре Жида представляли собой типичную литературу, близкую к символистской. Для Жида вопрос «как писать?» бесконечно значительнее вопроса «о чем писать?».
Жид — ярый индивидуалист, его не устраивает современное общество, принижающее
В начале 20-х гг. Андре Жид становится властителем дум определенной части французской интеллигенции, наряду с Прустом он признанный глава модернистской школы. К нему как к «метру» примыкают Поль Валери и Поль Моран.
В 1925 г. А. Жид выпускает свое самое известное произведение «Фальшивомонетчики», в котором сконцентрированы такие важные для Жида проблемы, как поиски себя, культ сильной личности, конфликт поколений. В основу романа были положены факты уголовной хроники начала века — преступления группы фальшивомонетчиков, сбывающих поддельные деньги с помощью подростков. Однако это был повод, позволяющий исследовать отчуждение, неподлинность, фальшь в отношениях между людьми.
Фальшивая десятифранковая монета стала символом, за которым лукавство сердца, непомерность амбиций, ложно понятые чувства чести и долга.
Главный герой книги — юноша Бернар Профитандье бросает вызов обществу, построенному на лицемерии, исполненному фальши и уходит из родного дома. Жизнь сталкивает его с разными людьми: писателем Эдуаром, который ищет правды, искренности и не находит, циничными эгоистами графом Пассаваном и леди Гриффитс, готовыми считать истинные чувства ненужными побрякушками. Бернар бунтует, но во имя чего — не знает.
В 20-е годы писатель постепенно меняет сферу интересов. Терпит крах его доктрина имморализма, проблематика гедонизма, ницшеанские мотивы потесняются вопросами социальными. Книга «Возвращение из СССР» написана человеком, который симпатизирует СССР, но в силу своей честности не может не написать о негативных процессах, которые он там заметил.
Поль Валери. Испанская литература начала ХХ века
Глубоко уходит корнями в декадентское прошлое и творчество Поля Валери. Валери провозглашает: поэзия должна быть ясной, отшлифованной, отточенной. Но ясность Валери воспринимает лишь как ясность формы. В 1896 году выходит небольшая работа Валери «Вечер с г-ном Тестом». Эдмонд Тест — мелкий биржевой маклер — обуреваем желанием понять сущность мира, он ничего не читает, лишь размышляет, отдается «устрашающей дисциплине свободного ума». В своем стремлении к абстрагированию он теряет цель, гонится за призраком.
По мнению Валери, идеи Теста бессвязны, но, возможно, гениальны. В течение 2-х десятилетий ХХ века Валери почти не занимается литературой: он работает секретарем и чиновником, увлекается политикой и живописью, точными и естественными науками. Его идеал — Леонардо да Винчи.
Он мечтает перенести достижения точных наук в поэзию, создать интеллектуальную рациональную поэзию классической гармонии, лишить ее романтической беспорядочности и разбросанности. Его называют «инженером поэзии».
Поэму «Юная Парка» некоторые современники называют самой темной и туманной во всей французской поэзии. Тем не менее поэт не следует за декадентами в их неприятии жизни, сознавая, что этот путь ведет в тупик. В поэме Валери приводит свою героиню к приятию жизни с ее страданиями и радостями.
В конце 30-х гг. вышла его поэма «Мой Фауст», оставшаяся незаконченной, в которой Валери представляет Фауста в ХХ веке с его философскими размышлениями о смысле жизни. Валери утверждает, что человек должен наслаждаться счастьем жизни, а не вытравлять в себе все земное в поисках абстрактных абсолютных истин.
Андре Жид. Испанская литература начала ХХ века