Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века
Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века «Источник: История всемирной литературы. 19 век «через синтез культурной эпохи запечатлевается с эпическим богатством историческое время в его неповторимых особенностях» (Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. М. , 1977.
С. 419). По мнению Л. Бердюгиной, в немецком романе культуры не только появляется новая поэтика в результате «словесного моделирования несловесных искусств», но изменяется сам предмет искусства и возникает особый метод, синтезирующий
К
Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое» но это было уже в веках, бывших прежде нас» . Ритуальная функция птицы Феникс, сгорающей на костре и возрождающейся из пепла соответствует культурологической концепции «возвращения времен». Критикуя древних авторов, Вольтер иронически оправдывает собственные метаморфозы времени, в котором древние вавилоняне встречаются с европейцами XVIII столетия. «Источник: История всемирной литературы. 19 век — специфическое культурное пространство, в котором свободно соединяются различные эпохи: Халдейское царство, Ахеменидский и Сасанидский Иран, Арабский халифат. Поэтому хронотоп в романе не исторический, а культурологический. Неслучайно владыкой Вавилона здесь становится не исторический царь, а древнее божество — «старый Бел». «Источник: История всемирной литературы. 19 век с Индией.
Народы Индии уважают гангаридов подобно тому, как в Вавилоне «люди невежественные, но жаждущие знаний, уважают халдейских философов, хотя не могут с ними сравняться». Примечательно, что в странствиях Формозанты и Амазана не упоминается Греция, а мифические животные страны гангаридов тесно связаны с греческой мифологией. Античные реминисценции сопровождают героев романа Вольтера. Греческая культура оказывается в какой-то мере внутренним центром романа, точкой отсчета и оценки, не случайно Амазан излагает учение, «ставшее спустя много столетий учением Пифагора, Порфирия и Ямвлиха».
Мотив испытаний, позволяющий соединить элементы мифа, сказки и рыцарского романа, используется для включения в игровое поле романа трех древневосточных культур: египетской, индийской и скифской. Мотив странствий позволяет сопос
Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века