Больше работал, чем жил

Пожалуй, эти слова лучше раскрывают сложность учительской профессии, которую по собственному опыту знал Борис Гринченко, потому что отдал ей более десяти лет жизни.

Заботясь о просвещении народа, не отрывая его развитие от решения социальных проблем трудящихся, Гринченко поднимал вопрос нищего материального положения учителей земских школ, выдвигал требование обучения на родном языке. Есть в его работах и размышления о личности народного учителя и его взаимоотношениях с учащимися.

Автобиографические мотивы прослеживаются в образе

сельского учителя Василия Дмитриевича из книги «Непокорные». Писатель создает жестокие портреты тупых, ограниченных богачей, в лапы которых попал учитель. Он уволен из школы по многим причинам: потому, что он не дружит со «степенными» хозяевами, а общается с беднотой и разговаривает «по-мужичьему»; потому, что по ночам читает книги и играет в мяч с детьми, еще и подкармливает их за свой счет; потому, что, имея «смешные притязания» по упорядочению помещения школы, «в кляузы пускается» — пишет жалобы в земскую управу.

Понятно, что против подобных обвинений честный и искренний просветитель

оказался бессилен.

Мастерски показал писатель и «члена училищного совета» Куценко в рассказе «Экзамен». Прибыв на экзамен в сельскую школу, это «значительное лицо», которое было волостным писарем, а теперь ушло «вверх», стал владельцем магазина в уездном городе, нагоняет страх и на учителя, страдал от «компетентной» проверки, и, конечно, на детей, «сидели белые, как мел». Удачно подчеркивает этот переполох образ одного из самых маленьких учеников, который скрылся в угол еще до приезда Куценко, а когда тот начал кричать на учителя, затрясся от рыданий.

Ребенок испугался, слушая крики, что учитель «ничего не делал», что дети «считать не умеют». Что же касается уровня «интеллекта» самого проверяющего, то узнаем о нем в процессе самораскрытия персонажа: «А арихметика, особенно арихметика, чтобы знали. После того, арихметика, — это большая наука!». Оторванную от народных источников, особенно от родного языка, систему образования Б. Гринченко уличил в рассказе «Колокол». Юная героиня Наталья, которую «добрые люди» из села поместили в городской сиротский дом, теряет собственную душу живую и превращается в автомат — настолько была убита в ней воля и способность мыслить.

Сработала здесь система нивелирования естественных, здоровых начал в ребенке. Символом всегдашнего напоминания о ненужности всех поэтических черт, дарованных человеку от рождения, стал… звонок. По шестнадцать раз звенит он в течение дня, и Наталье уже казалось, что «она и не живет, она слушается — звонка», который забирает у нее свободу.

Тема природного, ничем не скованного развития личности относится к тем, которыми постоянно интересовался Б. Гринченко. Мастерски раскрывает писатель беззащитность и уязвимость человеческой души в рассказе «Каторжная». Этот актуальный для всех времен мотив звучит и в рассказе «Украла», где мудрый учитель Василий Дмитриевич сделал все так, чтобы у голодной девушки Александры, которую поймали на краже еды, не травмировалась душа, чтобы не выросла из нее еще одна «каторжная».

Судьба учителя неотделима от школы, от характеров и поступков его учеников. Чаще только через годы заметны последствия работы учителя.

Эту идею писатель поднимает в поэтическом произведении «Хлебороб»:

Сколько пота своего я пролил,

Сколько сил я там положил!

И не зря! Потому вспахана нива

Нам давала богатой жатвы…

Действительно, «богатая жатва» получалась у выдающихся тружеников на ниве народного образования! Осуществилась вдохновенная и страстная вера Б. Гринченко: «Мои дети соберут урожай».




Больше работал, чем жил