Что такое символизм?

Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов.

Для него символизм 90-х г. — в первую очередь «поэзия намеков», для Бальмонта — «изысканность русской медлительной речи» и т. д. Все символисты были очень разные. Но все они стремились продемонстрировать обостренную чувственность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные ведения. Еще одним человеком, повлиявшим на мировоззрение

символистов был Владимир Соловьев.

Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их так и называли — «соловьевцами».

Это у Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «вечная Женственность», которые очень часто встречались в разных стихах Блока. Вообще у символистов Красота — единственная сила, способная «мир спасти», она выше этики, долга, чести: А ты Елена, клятвы мира И долг нарушив, — ты чиста. Тебя прославить песнь О мира, Затем, что вся надежда мира — Дочь белой Леды — Красота Красота — единственное, что противостоит хаосу и все

уничтожению в романе Ф. Сологуба «мелкий бес». Сологуб тоскует о мире красоты. Где ты делась, несказанная Тайна жизни, красота?

Хоть бы в дымке сновидения Ты порой явилась мне, Хоть бы поступью ведения В краткий час уединения Проскользнула в тишине. Красота играет определенною роль в творчестве В. Брюсова. А я всегда, неизменно, Молюсь неземной красоте.

У Бальмонта, автора «Литургии Красоты», красота — основа мира его главная «идея».

Милый брат и я и ты Мы только грезы Красоты.

Вячеслав Иванов даже назвал свой первый лирический сборник «Красота». Идеи спасающий мир Красоты господствуют и лирике, и в первых «симфония» А. Белого и утверждаются как основная тема «соловьевцев» 1900 — х год. в «Стихах о Прекрасной Даме». Еще одна важная черта «соловьевского» мировоззрения — это идея платоновского «двоемирия». То есть существования иных миров, которые можно постичь только путем искусства, глубже проникнув в суть всех мировых явлений. «Мы не замкнуты безнадежно в этой «голубой тюрьме»… Из нее есть выход на волю, есть просветы… те мгновения сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений…

Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения» — писал В. Брюсов в программной статье «Ключи Тайн» Искусство — «познание мира вне рассудочных форм, вне мышления…», т. е. наиболее глубокое и адекватное для символиста познание. Важной чертой символизма, был «мифологизм» — восприятие мира, как мифа, «творимой легенды».

Примеры такого восприятия мира символизм находил, в частности, в философии В. Соловьева. Здесь мы видим постоянную борьбу так называемой «Души Мира» с материальным миром зла Хаоса. Этот миф породил множество других, например, сологубовский миф о Недотыкомке, миф о новых аргонавтах у Белого, о Дионисе, Эросе или о страннике, плывущем в поисках истины, В. Иванова, о Прекрасной Даме у Блока или о России, как Спящий Царевне и др. Интересно то, что символисты называя явление земного мира, одновременно подразумевают и все то, что «соответствует» этому явлению в «иных мирах», а так как миры бесконечны, то и значения явления для символиста безграничны. Но при этом мир для символизма — не просто разрозненные ряды «соответствующих» друг другу явлений.

И земная действительность и «миры иные» — это совершенные, живые единства, находящиеся в полной гармонии друг с другом. Что касается развития символизма в России, то в литературе используется деление символистов на «старших» и «младших» . И все же в становлении русского символизма легко вычислить три этапа. Первый период, как известно — 1890 — е годы.

С этим этапом Блок, начавший серьезно писать в конце десятилетия, прямо не связан. Однако в самом конце 1890-х — начала 1900-х годов он становится внимательным читателем произведений «нового искусства», а борьба символистов начала века многое определит в блоковском творчестве. Особенность первого периода истории символизма обусловлены эпохой.

На него повлияли и кризис народничества, и реформы правительства и многое другое. «Декадент»1890-х годов отвергает современность: Я действительности нашей не вижу Я не знаю нашего века Он отказывается от любой веры — от веры «в бога и людей»: Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах «Декадент» «Ненавидит Родину» и вообще все реальное. В стихах все больше акцента делается на собственное «Я». Я — бог таинственного мира…и себя я искренно, хоть первый миг, любил.

Символизм второй волны рождается вместе с общественным предреволюционным подъемом. Тенденция максимального отделения «нового искусства» от традиций современности изменяется в 1900-х годах противоположной установкой увидеть » символизм всего». Под влиянием грозовой атмосферы революции, символизм осознает себя частью национальной культуры, вписывается в нее и во многом обновляет. Наконец, этап истории русского символизма, справедливо определяется как период «кризиса символизма». Действительно, символизм уже показал себя во всех своих формах.

И как «неприятие мира» в 1890-х годах, как восторг мятежа проявился в годы революции «Кризис» проявляется как творческий спад у многих «метров» символизма или их отход от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме в целом можно было говорить в прошедшем времени. Лишь при таком ограничении его можно воспринимать как яркую и оригинальную страницу русской культуры.




Что такое символизм?