Cтихотворений Майкова «Нива» и «Полдневный час. Жара гнетет дыханье» Случевского
В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова «Нива» и Случевского «Полдневный час. Жара гнетет дыханье…», в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы.
Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга.
Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки — изображения жаркого летнего дня.
Описание природы в стихотворении «Нива» удивительно похоже
Картина мира в целом в стихотворении не менее подвижна,
Совсем другая картина природы у Случевского. Летний полдень для лирического героя не блаженство, а мучение. В каждой строке стихотворения присутствует мотив жары, сухости, подчеркивается всякое отсутствие воды. Герою некомфортно здесь: «жара гнетет дыханье», «блеск глаза слезит», «в ушах шумит», «жжет движенье».
Вместо обилия и плодородия, которыми наполнено стихотворение Майкова, Случевский изображает мертвую, выжженую траву, вербу, сворачивающую листья, спрятавшихся животных. Вокруг так жарко, что даже воздух колеблется, «будто бы кипит», что помогает выразить аллитерация шипящих: «жара», «прищурясь», «прожжена», «шумит», «слышны». «ужасный», «жжет движенье» и др.
Противоположны в стихотворениях и изображения крестьянского труда. Для героев Майкова труд — удовольствие: «жнецы и жницы…уж вяжут весело тяжелые снопы». Даже в описании бурлаков, выполняющих действительно тяжелую, изнурительную работу, нет ни одного слова с негативной семантикой, наоборот, тянущие корабль сравниваются с грациозными журавлями.
Крестьяне Случевского трудятся, не получая удовольствия. Для них работа — вынужденная необходимость, даже страдание: «Но это время названо страдою//Другого слова нет его назвать…».
Различное восприятие труда обуславливает непохожее понимание лирическими героями урожая. У Случевского хлеб — это плод долгих и тяжелых трудов и даже страданий, а потому необыкновенно дорогая вещь, с которой нельзя обращаться пренебрежительно. Он воспринимается только как реальный физический объект. У Майкова наоборот, урожай — это «дар святой неба», появление которого зависит от Бога, а не от людей.
Кроме того, в «Ниве» выстраивается антитеза материального хлеба и «хлеба духовного», а сама нива предстает не только как поле, но и как символ общества, где зреют зерна духовности. У героев этого стихотворения рожь в избытке, она дается им достаточно легко. Крестьяне Майкова нуждаются в духовном: в образовании, культуре.
Лирические герои стихотворений тоже выражены по-разному. Лирический герой Случевского не активен, он только наблюдатель. Читатель будто смотрит на мир его глазами, присутствие его самого видно только через его ощущения: слезящиеся глаза, шум в ушах и др. Герой Майкова более активен: он идет по меже, перепрыгивает через ограду, ложится среди колосьев.
Стихотворение не только воспроизводит то, на что смотрит герой, читатель видит и его самого.
Интересно, что лирический герой Случевского не перемещается в пространстве, видит и описывает одну и ту же картину. Окружение героя у Майкова наоборот, постоянно меняется: в первой строфе он описывает то, мимо чего проходит, во второй герой лег в поле… Казалось бы, ему должны быть видны только колосья и жнецы, но поле его зрения вдруг расширяется.
Теперь это уже взгляд не снизу, а сверху: герой замечает и поле, и некое пространство с возами и шумной толпой, вероятно, улицу, и реку с бурлаками.
Общие черты есть в ритмической организации стихотворений. Оба они написаны ямбом, в «Ниве» — шестистопным с мужской рифмой, в «Полдневном часе…» — чередующимися женскими шестистопными и мужскими пятистопными строками. Тип рифмовки у Майкова — парная, в некоторых строках также перекрестная.
Случевский в своем стихотворении использует только перекрестную рифмовку.
Похожи и композиции этих произведений. Оба стихотворения композиционно и строфически делятся на 3 части, где первая — описание окружающей природы, вторая — изображение трудящихся, а третья — мысли лирических героев, вызванные окружающей природой и крестьянским трудом, и выражение идеи произведений.
Идеи этих стихотворений совершенно различны. Образы у Майкова двойственны: они понимаются читателем и в прямом значении — как природные явления, и в переносном — как общественная ситуация. «Нива» написана в 1842 году, когда, по выражению поэта, «повеяла весна» над «семенами мыслей». Действительно, 30-е — 40-е годы 19 века — это время творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, создание «Современника», кружков Станкевича, Белинского, петрашевцев. Но эти годы были и временем ужесточения цензуры, усиления политического сыска, репрессий.
Возможно, именно поэтому поэт называет выжившие «ростки мысли» «непогодами несгубленными», «политыми слезами».
Таким образом, основная идея Майкова: Россия — страна богатая и обильная, только одного в ней не хватает — «духовного хлеба». Лишь тогда, когда «на тучных бороздах» созреют побеги мысли, наступит настоящая благодать.
Совсем другие мысли выражает в своем стихотворении Случевский. Основная идея его произведения: крестьянский труд необыкновенно тяжел, даже мучителен, а потому каждый плод этого труда бесценен, с ним нельзя обращаться пренебрежительно: «…игру и шутку с крошкой хлеба//За тяжкий грех считает наш народ!».
Авторскую идею в стихотворениях выражают различные средства выразительности. В «Ниве» основными тропами являются уже упомянутые развернутая метафора и антитеза материального богатства и духовного. Особую роль играют синтаксические конструкции. Предложения в стихотворении необычайно длинные, с несколькими грамматическими основами, осложненные однородными членами и деепричастными оборотами. Такие «насыщенные» предложения выражают богатство, обильность, царящие в природе.
Характерно, что в последней строфе, повествующей о «мыслей семенах», предложения короче и не обладают большим количеством основ и второстепенных членов, в чем в очередной раз проявляется антитеза материального и духовного.
В стихотворении Майков использует также множество восклицательных предложений. Они выражают то восхищение лирического героя, наслаждение, которое он испытывает, находясь в поле, то его мольбу, страстное желание увидеть «благодать» и в духовной сфере: «…Ей также, господи, духовного дай хлеба!».
Стихотворение Случевского не обладает таким разнообразием изобразительно-выразительных средств. Среди тропов можно выделить многочисленные олицетворения, подчеркивающее, что даже природа не может выносить такой жары, не говоря уже о работающем человеке. Также интересна используемая поэтом метафора с оттенком оксюморона: «огонь… неба»: то, что обычно ассоциируется с прохладой, ветром, дождем, в стихотворении становится источником опасности, страданий, наводит на мысль о схожести между описываемым полем и адом.
Стихотворение А. Н. Майкова написано в 1842 году и вполне характерно для его творчества в этот период. Этот поэт нередко обращался к темам русской природы, деревни. В 40-х годах он увлекается либеральными идеями, его произведения близки к натуральной школе.
К концу десятилетия Майков меняет свои убеждения, становится сторонником «чистого искусства». Эту смену взглядов можно проследить в стихотворении «Нива»: важная социальная проблема в нем отражена на фоне яркой природной зарисовки.
К. К. Случевский не датировал свои стихотворения, мы можем только предположить, что «Полдневный час. Жара гнетет дыханье…» написано в 1880-1890-е. Оно входит в цикл «Черноземная полоса», в котором поэт обращается к теме крестьянского труда, в особенности, работы в поле.
Данное произведение вполне соответствует основным темам и идеям цикла.
Тема труда — вечная, именно поэтому к ней обращаются и Майков, и Случевский — такие непохожие, жившие в разные годы поэты. Повествуя о крестьянском труде, они обращают внимание на совершенно разные проблемы, ставят перед собой разные вопросы. Но каждое из этих стихотворений по-своему интересно и занимает достойное место в русской поэзии 19 века.
Cтихотворений Майкова «Нива» и «Полдневный час. Жара гнетет дыханье» Случевского