Денис Иванович Фонвизин — создатель русской социальной комедии
Денис Иванович Фонвизин — писатель, драматург, просветитель, вошедший в историю русской литературы как создатель русской социальной комедии. «Сатиры смелый властелин»; — так назвал его Пушкин. Уже в своей первой оригинальной комедии «Бригадир»; Фонвизин проявил свой яркий сатирический дар, высмеяв невежество, взяточничество, ханжество и пристрастие ко всему французскому, так характерные для русского дворянства второй половины XVIII века. Но подлинная и непреходящая слава пришла к Фонвизину, когда он создал комедию «Недоросль»;
А. С. Грибоедова и назвал истинно «общественной комедией»;. «Недоросль»; является сатирической комедией, в которой, по словам Н. В. Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей»;.
В центре внимания комедиографа целое сословие — русское дворянство, причем не само по себе, а в тесной связи с тем, что несет с собой система крепостничества, определяющая жизнь всей страны. Тема комедии — помещичий произвол и его губительные
По сюжету и названию «Недоросль»; — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем»;. Но речь идет не об ученье, а о воспитании в самом широком смысле. Сценически Митрофан — второстепенное лицо, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых, что следует изменить, чтобы в нем воцарились идеалы добра, разума и справедливости.
Таким образом, идея комедии — разоблачение и осуждение мира невежественных, жестоких и самолюбивых помещиков, которые хотят подчинить себе всю жизнь, присвоить себе право неограниченной власти как над крепостными, так и над благородными людьми; утверждение идеалов гуманности, прогресса, просвещения, выраженных через положительных героев.
Среди положительных героев пьесы особо выделяется Стародум. Это — герой-резонер, второе «я»; самого автора. Его устами Фонвизин выносит приговор миру произвола и рабства, а свои надежды он возлагает на добрые начала человеческой души, на разумное воспитание, на силу совести. «Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время»;, — говорит Стародум Софье.
Это и есть авторский идеал. Во многом он связан с просветительскими иллюзиями Фонвизина, но масштаб сатирического обличения в комедии выводит ее за узкие рамки просветительских позиций классицизма и позволяет говорить о ярко выраженных реалистических началах.
Особенности художественного метода Фонвизина заключаются в сочетании черт классицизма и реалистических тенденций. Новаторство драматурга сказалось прежде всего в более сложном понимании характера. Хотя герои комедии статичны, но в живой ткани произведения их характеры приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность. Если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью.
Еремеевна — «раба»;, но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает сочувствие зрителей.
Созданию реалистической достоверности образов во многом способствует язык героев комедии, который становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность персонажа. Стародум, как положено традиционному герою-резонеру, говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин вводит в речь героя и другие — индивидуальные — черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Все индивидуальные и типичные качества Простаковой также отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику, а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери. С гостями Простакова — светская дама, а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты.
Все это делает комедию Фонвизина «Недоросль»;, формально созданную по правилам классицизма, подлинно новаторским произведением, оказавшим огромное воздействие на формирование реализма в русской литературе. По словам А. И. Герцена, «Фонвизин заблаговременно успел поставить на сцену свой скотный двор диких помещиков, а Гоголь издать свое кладбище «Мертвых душ»;. Преемственную связь драматургии Фонвизина с театром Островского отмечал Гончаров, а Салтыков-Щедрин вывел ряд персонажей Фонвизина в своих произведениях.
Просветительские тенденции, свойственные русской литературе XVIII века, проявились не только в рамках классицизма, который в последней четверти столетия уже явно сдавал свои позиции, но и в произведениях нового для того времени направления — сентиментализма. Оно также опиралось на идеи Просвещения, но на первое место ставило конкретного человека с его чувствами и переживаниями. Чувства, переживания в сентиментализме приходят на смену господства разума в классицизме, а героями становятся представители средних и низших классов.
Хотя в русской литературе сентиментализм не получил столь широкого развития, как в Западной Европе, но в произведениях Н. М. Карамзина, стихах молодого В. А. Жуковского, прозе А. Н. Радищева сентиментализм заметен.
Денис Иванович Фонвизин — создатель русской социальной комедии