Дилогия Наталии Роллечек

Молодая польская писательница должна была обладать большой смелостью, чтобы выступить с резкой критикой церкви в стране, где католицизм удерживает прочные позиции, где многотысячная армия священнослужителей, монашеские ордена и церковная пресса воздействуют на сознание широких масс. В Польше церковь отделена от государства и не располагает уже такой силой влияния, как в прежние годы, хотя держит в плену умы и сердца довольно значительной части населения. В этих своеобразных условиях книги Н. Роллечек перестают быть только литературным

явлением.

Все, о чем она рассказывает в «Деревянных четках» и «Избранницах» — обе повести изданы в переводе и с послесловием В. Сашонко,- писательница видела сама и испытала на своем горьком опыте.

…Смерть отца. Разорение семьи. Безуспешные попытки отчима найти работу. Беспросветная нужда. Обращение матери за помощью в благотворительные организации.

Визиты дам-патронесс, жалкие подачки, попреки «милосердных» попечителей и бесконечные унижения. Наконец Наталию принимают в сиротский приют при женском католическом монастыре, принадлежащем ордену францисканцев. Ледянящие душу сцены монастырской

жизни и нравов — это не только свидетельское показание, но и обвинительный акт против католической церкви.

Голод, холод, непосильный каторжный труд, ужасающая антисанитария, физические и нравственные пытки, изощренные издевательства над девочками-подростками, жестокость и лицемерие монахинь, садистские наклонности матушки-настоятельницы…

При такой системе «воспитания» в человеке убивается все живое. Только немногие воспитанницы сохраняют в себе душевные силы и не теряют надежды на избавление. Некоторые убегают из монастыре, предпочитая нищенскую жизнь на свободе, другие робко сопротивляются и разными способами выражают свое недовольство, заранее зная о неизбежности суровых кар.

Наталии Роллечек после двухлетнего пребывания в монастырском приюте посчастливилось поступить в народную школу и затем в гимназию. В годы гитлеровской оккупации Польши она активно участвовала в движении Сопротивления, а после войны, будучи студенткой университета, решила поведать миру о пережитых ею ужасах в католическом женском монастыре. В обеих повестях, написанных с незаурядным литературным мастерством, писательница глубоко раскрывает внутренний мир несчастных девочек и создает психологически точные портреты монахинь, доводя индивидуальные образы до социально-типических обобщений.

Большая сила художественного воздействия повышает значение этих книг в деле атеистического воспитания подрастающего поколения.




Дилогия Наталии Роллечек