Драйден «отец английской критики»

В Англии теоретиком классицизма выступил Драйден, которого считают и основоположником английской литературной критики. Принципы эстетики классицизма получили свое художественное воплощение в его поэзии и драматургии. Свой путь в литературе Драйден начал в годы республики.

Известность получила его ода на смерть Кромвеля. Однако сразу же после реставрации монархии он в своих политических сатирах и одах стал прославлять Стюартов, защищать монархию и вскоре сделался придворным поэтом и историографом. Драйден отличался нестойкостью своих

политических взглядов и религиозных убеждений. Начав с осуждения католицизма, он затем принимает католическую веру и в поэме «Лань и пантера» выступает с прославлением римско-католической церкви. Среди поэтических произведений Драйдена интересно стихотворение «Чудесный год» , в котором рассказывается о событиях, пережитых Лондоном в 1666 г. . Важное место в его творчестве принадлежит драматургии, в области которой он следовал образцам французского классицизма, продолжая одновременно и традиции поздней елизаветинской драмы.

По образцу французской драматургии некоторые из своих произведений он написал

«героическим стихом», для которого характерны пятистопный ямб и парная рифма. Драйден обращался к форме комедии, писал музыкальные драмы и героические трагедии. В последних, однако, героический пафос подменялся риторикой.

Сюжеты его произведений основаны на истории кровавых преступлений и характеризуются интересом к экзотике и др. Необычайные события Драйден стремился передать, обращаясь к канонам классицизма. В комедиях Драйдена отражены нравы эпохи Реставрации. Среди трагедий Драйдена наибольшей известностью пользуются «Тайная любовь, или Королева-девственница» , «Дон Себастьян» . В «Опыте о драматической поэме» и в «Опыте о героических пьесах» Драйден изложил свои взгляды на литературу и задачи драматургии, определив в качестве явлений, на которые он ориентируется, французский классицизм и творчество Шекспира.

Драйден считает, что утвердившееся во французской драме требование трех единств должно сочетаться со свойственной английской драматургии свободой в отношении к изображаемому, а теория «юмора» Бена Джонсона — с рифмованным стихом Корнеля. О Шекспире Драйден пишет как о писателе, у которого «из всех современных и древних писателей, быть может, была самая всеобъемлющая и понимающая душа. Все явления природы были открыты ему, и он изображал их без усилия и с успехом». Созданные Драйденом-критиком литературные портреты отличаются глубоким проникновением в существо их творчества.

Драйдена по праву называют «отцом английской критики».




Драйден «отец английской критики»