Первыми исполнителями роли Гамлета на русской сцене были знаменитые актеры Мочалов и Каратыгин. Их игре и анализу трагедии Шекспира посвятил вдохновенные страницы Белинский. И потом он еще не раз возвращался в своих статьях к драмам Шекспира. «В творениях Шекспира не знаешь, чему больше дивиться — богатству ли творческого ума или богатству фантазии»,- говорил Белинский. Шекспира и Эсхила он называл «двумя величайшими гениями, каких только создавало человечество». «В одном действии «Виндзорских кумушек» больше жизни и движения, чем во всей немецкой драматургии»,- писал Писарев, призывая драматургов, своих современников, учиться у Шекспира.
Драмы Шекспира вдохновляли великих поэтов и мыслителей, художников и композиторов XIX и XX вв. Порывы шекспировских бурь звучат в музыке Бетховена.
Высокую поэзию шекспировских драм передавали на языке музыки Верди и Мендельсон, Чайковский и Прокофьев. Ученые различных стран написали бессчетное число книг о Шекспире. Нашлись среди них и такие, которые усомнились в том, что сын стретфордского ремесленника, простой актер, не имевший ученых дипломов, мог стать автором шедевров мировой драматургии. Они пытались доказать, что действительным автором шекспировских пьес был кто-то другой. Одни указывали на философа и ученого Бэкона, другие — на графа Ретленда.
В основе этих гипотез лежали антидемократические взгляды на искусство и к тому же стремление к сенсации.
Мы мало знаем о личной жизни Шекспира, но он оставил нам главное — свои драмы. Они не умирают. Они неисчерпаемы, как и все подлинно великие произведения искусства.
Каждое поколение находит в них новые глубины, ищет и находит то, что продолжает задевать за живое, заставляет задуматься, зовет, вдохновляет.
Дайджест:
- Отелло — мавр, ревнивый муж из драмы ШекспираГлавный герой шекспировской трагедии «Отелло», венецианский мавр, полководец, Эпиграф — является вымышленным персонажем и Эпиграф — прототипом реального венецианского полководца Маурицио Отелло. Источник: Драма «Отелло» Автор: Уильям Шекспир Вид: Персонажи Уильяма Шекспира Смотреть: Отелло в исполнении Е. Леонова p» Имя Маурицио сокращенно звучит как Мауро, что значит по-итальянски мавр. Отсюда и мавр Отелло в знаменитой ... Читать далее...
- Создание эстетической программы реализма в русской литературеВыступления В. Г. Белинского по поводу «Мертвых душ» Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и литературно-критических взглядов, впервые наметившемся в статьях о М. Ю. Лермонтове. Это подтверждают и другие статьи критика, появившиеся в то же время. Для торжества «натуральной школы», для утверждения реализма в русской литературе необходимо было создание теоретической ... Читать далее...
- Язык Шекспира и Мильтона. Сочинение по литературе по пьесе «Пигмалион»В свое время Бернард Шоу сказал о том, что он знает три английских языка: одним он пишет свои произведения, вторым говорит официально, а третьим общается с друзьями. Оказывается не так давно, в начале ХХ столетия, для англичан чужим был родной язык. В пьесе «Пигмалион» Шоу говорит об этом прямо: «Можете вы показать мне хотя бы ... Читать далее...
- Новые тенденции в творчестве ШекспираДаже беглое сравнение комедий, созданных во второй половине 90-х годов, с более ранними произведениями того же жанра убедительно доказывает, что в поздних комедиях Шекспира нарастают новые тенденции. Об этом свидетельствует уже написанный непосредственно после 1595 года «Венецианский купец» — пьеса, где в старинное сюжетное обрамление, заимствованное из итальянской новеллы, мощным потоком вторгается английская социальная проблематика. ... Читать далее...
- Сочинение: «Культурное наследие Шекспира»Кто из российских школьников хотя бы раз не получал задание написать сочинение о Шекспире? Изучению творчества великого английского драматурга и поэта в программе отводится достаточно много часов. Ребята анализируют образы полюбившихся персонажей пьес, пытаются дать оценку сонетам, а также говорят о значении творчества их автора для человечества в целом. Вашему вниманию предлагается сочинение «Культурное наследие ... Читать далее...
- Гармония звуков и чувств в сонетах ШекспираЛитературное наследство Шекспира состоит из тридцати семи пьес, двух поэм и сборника сонетов. Сонеты принадлежат к наибольшим явлениям поэзии позднего Возрождения и занимают достойное место рядом с драматическими произведениями Шекспира. Сонет — особая форма стиха, которая зародилась в поэзии прованских трубадуров. Своего совершенства сонет достиг в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо. Классический итальянский сонет состоит из ... Читать далее...
- Художественный мир трагедий раннего ШекспираОдной из немеркнущих звезд на небосклоне мировой литературы по праву признается звезда шекспировского гения. Мировая литература знает многие тысячи достойных имен, но так уж сложилось, что лишь несколько имен стали именами-символами, именами, с которыми в нашем сознании отождествляются переломные моменты в истории мировой литературы: именно такое качество обрели в нашем сознании имена Гомера, Данте, Гете… ... Читать далее...
- Великие трагедии ШекспираВ «Гамлете» Шекспир поднялся на вершину своего творчества. Проницательнее стал его взгляд, и он увидел, подобно своему герою, что мир совсем не таков, каким он представлялся ему в дни молодости. «Порвалась дней связующая нить». , «Король Лир» , «Макбет» — великие трагедии. Все глубже раскрываются в них пучины человеческого горя, скорби, страстей. И все же ... Читать далее...
- Произведения Шиллера в русской литературеВ создании переводов произведений Шиллера на русский язык исключительно велики заслуги В. А. Жуковского, который перевел «Орлеанскую деву», почти все баллады и ряд стихотворений немецкого поэта. «Еще в детстве,- писал Белинский,- мы через Жуковского приучаемся понимать и любить Шиллера, как бы своего национального поэта, говорящего нам русскими звуками, русской речью». «Благодаря переводам Жуковского, — писал ... Читать далее...
- Жанр трагедии в творчестве ШекспираВ 1602 году вышло в свет второе издание трагедии, на этот раз по рукописи автора. Кварто 1604 года вдвое больше по объему текста. Хотя оно является достоверным, первое кварто имеет свою ценность, так как в нем некоторые детали позволяют судить о том, как шла пьеса на сцене. Наконец, когда после смерти Шекспира его друзья издали ... Читать далее...
- Жанр трагедии в творчестве ШекспираВ 1602 году вышло в свет второе издание трагедии, на этот раз по рукописи автора. Кварто 1604 года вдвое больше по объему текста. Хотя оно является достоверным, первое кварто имеет свою ценность, так как в нем некоторые детали позволяют судить о том, как шла пьеса на сцене. Наконец, когда после смерти Шекспира его друзья издали ... Читать далее...
- Яго центральный персонаж трагедии Шекспира «Отелло»Яго центральный персонаж трагедии У. Шекспира «Отелло» , поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в услужении у «мавра», ненавидя его за испытываемое им при этом унижение, не в силах быть свидетелем безмятежного счастья Отелло и Дездемоны, он сплетает вокруг них чудовищную интригу, в сеть которой попадает, сам того не ... Читать далее...
- На тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКАРусская деревня — это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья». И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин ... Читать далее...
- Проза в русской литературе второй половины XIX векаВ первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во многом предопределив тенденции развития русской литературы. В 30-е годы быстро развиваются ^такие жанры, как роман и повесть. В статье «О русской повести и повестях г. ... Читать далее...
- Институт снов в русской литературе 19 века«Гипнос… в греческой мифологии — персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти… Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, в противоположность беспощадной Смерти…» «Морфей… в греческой мифологии — крылатое божество, один из сыновей Гипноса… Принимая различные человеческие формы… он является людям во сне». Как мы видим, в древнегреческой мифологии Гипнос тих, благосклонен к ... Читать далее...
- Герои и героини творчества ШекспираШекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но и понимание природы человека. Драматические шедевры Шекспира в значительной мере затмили его творчество как эпического и лирического поэта. А тем временем эта часть шекспировского наследия представляет ... Читать далее...
- На тему: «БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕЭстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Карамзина складывались под влиянием двух противоположных систем — масонства и просветительства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сентиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерными чертами западноевропейского и русского романа XVIII века были большой размер ... Читать далее...
- Бытовые повести русской литературе XVII векаНаряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр — бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои ... Читать далее...
- На тему: Образ женщины в русской литературеОт сотворения мира женщина была и есть главным вдохновением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих прекрасных шедевров мирового искусства. Женщина олицетворяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль. Если верить Гомеру, то именно женщина стала причиной многолетней Троянской войны. В средние века рыцари посвящали ей свои подвиги, ... Читать далее...
- «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе«Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором представлена широкая, исторически достоверная картина русской жизни начала XIX в. Поэт нарисовал различные типы людей, характеры, обусловленные социальной средой и временем. До него писатели не видели зависимости характера от общественного окружения. Пушкин исследует процесс формирования героев, показывает их не статичными, а в развитии, в столкновении со средой, в ... Читать далее...
- О революции в русской литературеСвои мемуары о революционной эпохе оставили многие известные ее деятели. Назовем для примера лишь «Очерки русской смуты» А. Деникина, «Дни. 1920» В. Шульгина. На автобиографической основе написаны «Ледяной поход » Р. Гуля, «Купол святого Исаакия Далматского» А. Куприна, «Взвихренная Русь» А. Ремизова. Опыт пережитого в годы революции и гражданской войны лег в основу художественных произведений ... Читать далее...
- На тему: Нигилистические идеи В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕСлово «нигилизм» впервые употребил в русской литературе Н. Надеждин. В статье «Сонмище нигилистов» он говорил о новых течениях в русской литературе и философии своего времени — конца 20-х — начала 30-х годов XIX века. Но широкое распространение этого понятия началось после того, как в романе И. Тургенева «Отцы и дети» нигилистом был назван главный герой ... Читать далее...
- Мысль Пушкина о «правдоподобии» и «неправдоподобии» драмы как жанраЕдинство места, обусловленное стремлением обеспечить правдоподобие сценического зрелища, заставляет драматурга показывать всех лиц и все события в одном месте на протяжении всей трагедии. Но в этом содержится и самоотрицание, ибо что может быть более неправдоподобным, чем то, что актеры на подмостках ведут себя так, как будто бы рядом с ними не существует переполненного зрителями зала. ... Читать далее...
- Проблема символа в русской литературеВ семидесятые годы проблема символа все более интенсивно исследуется и философами, и историками литературы, и историками искусства. Принципиально изменился подход к проблеме, поднялся теоретический уровень научного рассмотрения специфической сложности и многозначности символа, его связей и отличий от метафоры, аллегории, эмблемы и мифа, изменений его функций в разных художественных системах и т. д. Это отразилось и ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературеВ романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды. Лермонтов создал социально-психологический роман, ... Читать далее...
- О Славянизмах в русской литературеСлавянизмы — в одном из значений это слова, пришедшие в русский язык из древнейшего литературного языка славян. На Руси этот древнейший язык после принятия христианства стал языком церкви, на нем писались церковные книги. Поскольку славянизмы не были чужды русскому языку, многие из них стали проникать в разговорную речь и древнерусскую литературу и сохранились до настоящего ... Читать далее...
- Исторические романы и их значение в русской литературеОбщественная значимость и актуальность нравственно-философского урока, извлекаемого автором из событий трехсотлетней давности, становится все более очевидной на исходе XX столетия. Позиция автора романа «Я пришел дать вам волю» прочитывается в русле поисков свободы личности, свободы народа, которые вели лучшие писатели 1950 — 1970-х годов — Б. Пастернак, В. Гроссман, Ю. Домбровский. Пафос свободы как естественного ... Читать далее...
- Сочинение: Тема «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕВ 1913 году 20-летний поэт-футурист В. Маяковский на публичном диспуте о новейшей русской литературе выступил с докладом под названием «Пришедший сам». Название его доклада явно перекликалось с названием книги Д. Мережковского «Грядущий Хам», в которой звучало грозное доказательное предупреждение о выходе на историческую арену в России нового человека. Однако поэт-футурист В. Маяковский не только не ... Читать далее...
- На тему: ИСТОРИЯ МЯТЕЖА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕВ начале XIX века российское высшее общество пребывало в страхе перед «гидрой революции» — революционной Францией и ее непобедимым полководцем и императором Наполеоном. Об этом мы узнаем буквально на первых страницах романа Л. Толстого «Война и мир». В разговоре мадам Шерер с князем Курагиным речь идет о том, что главной причиной войны коалиции европейских государств ... Читать далее...
- Роль Ивана Васильевича Грозного в русской истории и литературеПервый царь всея Руси, Иван ІV, был одной из наиболее страшных фигур в истории страны. Тиранские черты Грозного сказались и в его творчестве: нагромождение многочисленных и явно фантастических обвинений против своих противников, постоянно нарастающее «самовозбуждение» — все это весьма типично для повелителя, диктующего безгласным секретарям. Многократное повторение одних и тех же мыслей — черта, которую ... Читать далее...
Драмы Шекспира в русской литературе