Древнегреческая лирика и ее особенности. Творчество Тиртея

Цель: Ознакомить с особенностями древнегреческой лирики, ее жанрами, главными представителями; заинтересовать личностью Тиртея, его поэзией; узнать о значении слова Элегия; Учить определять жанр стиха; развивать внимание, умение слушать и запоминать; воспитывать уважение к художникам.

Оборудование: Схема, таблица, тексты поэзий Тиртея; изображение лиры; запись мелодии, которая выполняется на флейте.

ХОД УРОКА

I. Анализ тематических работ, объявление оценок

II. Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия, которая выполняется

на флейте.

На доске — изображение лиры — музыкального инструмента, который не сохранился к нашим дням.

Слово учителя

— Мы начали урок из музыки не случайно. Дело в том, что стихи в давность не читали, а пели. А в Давней Греции они выполнялись под аккомпанемент лиры и флейты.

III. Изучение нового материала

1. рассказ учителя об особенностях древнегреческой лирики

Древнегреческая лирика, возникшая как песня, продолжая и развивая традиции народной, фольклорной песни. Первое название этих поэтических произведений — «melos» .

В VII ст. к н. э. возникшая авторская песня, лирика, что означает

«то, что выполняется в сопровождении лиры» созданный богом Гермесом).

Древнегреческая лирика была тесно связана с античной музыкантом, которая нам почти не известная.

Лирика давних греков распределялась на три жанра: элегия, ямб и мелика. Элегии выполнялись под сопровождение флейты, а мелика — под звучание лиры. Каждый жанр предусматривал особый стихотворный размер или строфу.

Например, элегию нужно было писать элегическим двустишие, ямб — ямбом или хореем, мелику — особыми, оригинальными строфами. Различались между собой также содержания поэзий разных жанров. Элегии посвящались патриотичным призывам, раздумьям о жизни; ямб имел сатирически-разоблачительный характер;

Сольная мелика использовалась

Древнегреческая ваза с изображением

Для любовных песен, а хоровая — Геракла, который играет на кифаре

Для выполнения гимнов в честь богов и людей. Определенные поэты имели свои вкусы среди этих жанров, и их имена теперь связывают именно с ними.

Древнегреческая лирика

Название жанраЭлегияЯмбМелика
Монодична хоровая
Стихотворный размер, строфаЭлегический двустишиеЯмб, хорейАлкеева строфа, сапфическа строфаОригинальные строфы
Содержание стиховПатриотизм, раздумья, афоризмы, иногда — любовьСатирически-разоблачительный характерЛюбовные песниГимны в честь богов и людей
ПредставителиТиртейАрхилохАлкей, Сапфо, АнакреонтПиндар

2. усвоение литературоведческих сроков

Ямб — Двухсложная стопа с ударением на 2-му слоге.

Например: Внимай, дитя, над всем — один властитель: Зевс.

Хорей — Двухсложная стопа с ударением на 1-му слоге.

Например: Все пути богам открыты…

Элегия — Поучительный стих, который содержит в себе призыв к важным и серьезным делам, раздумья, афоризмы; пишется двустишием: гекзаметр + пентаметр.

Например:

Хорошо умирать тому, кто, обороняя родную державу,

Между храбрых бойцов падает в первых рядах.

3. Биографические сведения о Тиртея

— Было это очень давно, в VII ст. к н. э. в Давней Греции. Жители города Спарта воевали с Месенией, но никак не могли одержать победу. Тогда они обратились к оракулу с просьбой посоветовать, как им победить неприятелей. Оракул посоветовал обратиться за помощью к афинянам.

Но те совсем не хотели вмешиваться в отношения Спарты и Месении, поэтому пошутили над спартанцами, прислав им на помощь лишь один человека: хромого школьного учителя на имя Тиртей. Спартанцы были ужасно удивленные и даже оскорбленные: они не понимали, как один человек может помочь им в войне. Но произошло чудо: именно Тиртей одержал победу над Месенией. как это произошло?

Тиртей был поэтом. Он умел писать такие стихи, которые поднимали боевой дух спартанцев, призвали их к подвигам ради своей родины. Таким образом, спартанце победили в этой войне, а имя Тиртея навеки осталось в мировой истории.

Одну из таких боевых песен поэта мы и будем читать.

4. работа с текстом поэзии

Чтение элегии «Хорошо умирать поэтому…»

Хорошо умирать тому, кто, обороняя родную страну, Между храбрых бойцов падает в первых рядах. Хуже же нет ничего, как город свой и плодородные Нивы покинуты и идти попрошайничать в миры, С матерью милой, с отцом стариком на чужбине блуждать, Взяв с собой деток мелких и женщину грустную. Будет поэтому он ненавистный, у кого приюта попросит, Бедствие и бедности тяжелые будут гнать сквозь беглеца.

Он осрамит свой род и бесчестием лицо свое укроет, Горе и пренебрежение за ним пойдут всюду следом. Итак как в самом деле не найдет беглец между людом некогда Ни почета себе, ни сочувствие, ни сожаления — Будем родину и детей оборонять отважно, В битве поляжем мы, не пожалеем жизнь.

Вопрос по смыслу поэзии

— Две судьбы человека-воина. Расскажите о них.

Храбрый воин Предатель

И И

Может погибнуть, но эта смерть Будет изгнан с полису, станет

Почетная, так как она — ради нищим и будет мыкаться вместе

Родины и на защиту своей семьи со своей семьей, не найдет

«ни почета, ни сочувствие, ни сожаления»

— Зачем Тиртей изображает судьбу двух воинов?

— какой вывод мы можем сделать?

— Доведите, что прочитанное произведение — элегия.

IV. Итоги урока

— как выполнялись поэтические произведения в Давней Греции?

— Назовите жанры древнегреческой лирики и их особенности.

— Дайте определение ямба, хорея, элегии.

— какие факты из биографии Тиртея вас поразили?

— В чем заключается идея поэзии «Хорошо умирать поэтому..»?

V. Домашняя задача

Подготовить выразительное чтение стиха Тиртея «Хорошо умирать поэтому…» Ответить на вопрос «Или восприняли бы наши современники совет Тиртея?»

Индивидуальная задача. Подготовить сообщение о жизни древнегреческого поэта Архилоха.




Древнегреческая лирика и ее особенности. Творчество Тиртея