Древнерусская культура — Словесность и образование

18.1.1. Словесность и образование

Словесность и образование характеризовались следующими момен­тами.

Устное народное творчество включало в себя как малые жанры, так и более масштабные — сказки, былины о князьях и богатырях. Письменность в виде алфавита на Русь пришла из Византии вслед за христианством — это была кириллица, созданная византийски­ми просветителями Кириллом и Мефоди — ем в 863 г. Современные историки установили, что до кириллицы у восточных славян существовала некая письменность, но она была непригод­на для сложных

текстов. Принятие христианства и приход письменности стали толчком для развития образования, на Русь приезжали церков­ные книжники, на кириллицу переводили церковные книги. Высокий уровень грамотности был у князей, знати, духовенства и горожан, более низкий — у крестьян.

Книжность. Первые русские рукописные книги появились с XI в.: тогда книги писались на пергаменте, украшались миниатюрами и из — за дороговизны были доступны только состоятельным людям. Жан­ры древнерусской литературы: религиозные произведения, летописи, литературно-исторические произведения. Самое известное произведение древ­нерусской

литературы — «Слово о полку Игореве» о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 г. В 1117 г. перед смертью Владимир Мономах написал знаме­нитое «Поучение детям», в 1220-1230-е гг. было создано «Моление Даниила Заточника».

Главные идеи древнерусской литературы — пат­риотизм, величие Руси, необходимость единения государства.




Древнерусская культура — Словесность и образование