Джойс: «Поток сознания» и анализ психологии человека в его творчестве

Выдающийся ирландский писатель Джеймс Джойс родился 2 февраля 1882 года в Дублине, в интеллигентной семье. За настоянием матери вступил к рядам иезуитского колледжа. Закончив его и Дублинский университет, он получил блестящее к тому времени образование. С 1904 года вместе с женой, Норою Барнакль, покинул Ирландию, чтобы, как он сам заявил друзьям, лишь там, за пределами Ирландии, сказать правды о ней. В 1912 году сделал попытку возвратить на родину.

Попытка закончилась скандалом: издатель, который подрядился выдать сборник рассказов Джойса «Дублинцы»

, испугавшись критики в ней ирландского бытия, не просто отказал молодому автору, а и… сжег черновики!

С проклятиями Джойс во второй раз побросает Ирландию, на этот раз — навсегда. А через семьдесят лет, по решению ЮНЕСКО, во всем мире торжественно отмечался юбилей со дня рождения писателя. В юбилейном списке Комитета было указано: «Джеймс Джойс — классик ирландской литературы XX столетие, мастер психологически тонких новелл в сборнике рассказов «Дублинцы».

Интересно, дожил к тому времени осторожный издатель и прочитал ли он общепризнанную оценку произведения, которое сожгли?

С 1920

года Джойс жил в Париже. Потом началось калейдоскопическое изменение местожительств: Триест — Рифм — снова Париж — Цюрих. И все это время, изменяя профессию по профессии, он пишет, пишет, пишет. А издатели говорят, что не могут печатать произведения, которые совсем не понимают, а критики пишут, что не могут оценивать произведения, которые прочь не похожие на все то, что входило в слог литературы раньше…

Это сейчас Джойс считается классиком, отцом целой литературы «потока сознания», а его произведения называют «евангелием модернизма», а тогда… Воистину: прижизненной славы не бывает. А жизнь Джойса закончилось далеко от родного Дублина, в небольшой больнице в Цюриху, 13 января 1941 года.

Существует мысль, что писатели прибегают к модернизму потому, что в них ничего не выходит в «классических» направлениях, например, в том же реализме: дескать, что ты нового скажешь там после Бальзака, Толстого, Диккенса и других гигантов. Джойс дотла разбивает эту «схему»: классиком он стал уже в юности, когда был реалистом. Недаром же его «Дублинцев» сравнивают с Чеховскими рассказами.

Ему было куда идти, и он сознательно избрал путь модернизма и… вторично стал классиком!

К модерновым произведениям Джойса принадлежат психологическое эссе «Джакомо Джойс» , романы «Портрет художника молодым» , «Улисс» и «Поминки за Финнеганом» .Все они написаны в манере «потока сознания».

Понятие «поток сознания» заимствовано литературоведением из психологии и философии, а сам срок — из книги ученого Вильяма Джемса «Научные основы психологии» , где он сравнил сознание человека с течением реки, потока: мысль изменяет мысль, они переплетаются, вступают одна из одной в спор или, наоборот, дополняют одна одну и т. п.. В литературоведении издавна существовал термин» внутренний монолог» героя.

Так вот «поток сознания» как литературный прием — это возведений к масштабам литературного метода внутренний монолог, прямое воспроизведение процессов внутренней жизни человека, словно «самоотчет чувств». Именно литературу «г. с.» Т. С. Элиот назвал литературой, написанной единым современным методом. Именно в этом возвеличивании «пьесы», его универсализации заключается принципиальная разность между ним и внутренним монологом.

Последний был известен мало не от времен зарождения литературы. Так, продуктивным был внутренний монолог в Л. Толстого. Но все-таки он был лишь литературным приемом, а не методом, периферией художественного произведения, а не его композиционным стрежнем.

В Джойса же «поток сознания» становится именно литературным методом, а внимание к внутреннему миру человека, ее психологии — его творческим кредо. Первое такое произведение — это психологическое эссе «Джакомо Джойс», публикации которого человечество обязано почти детективному приключению: свыше четверти столетия прошло от смерти Джойса, когда известный американский писатель Ричард Еллман перекупил этот шедевр у какого-то коллекционера — европейца, который не захотел назвать свое имя. Произошло это 1968 года.

Это небольшое произведение интересное с многих точек зрения.

Прежде всего, он стоит на границе творчества Джойса-Реалиста и Джойса-модерниста, а такая «граничность» интересная уже самая по себе. Вдобавок, сам Джойс в зрелом возрасте, после неудачного произведения «Поминки за Финнеганом» , как-то сознался, что хотел бы еще написать такую же элегантную вещь, как «Джакомо»… А итак он сам ее довольно высоко ценил.

И, в конце, именно в этом произведении автор апробировал много композиционных элементов разного уровня, которые находимы в его более поздний модерновых произведениях. В «Джакомо» автор с неподдельной заманчивой самоиронией воссоздал интересный момент своей жизни: когда он, зрелый уже мужчина, влюбился в свою ученицу, молодую итальянскую и еврейку Амалию Поппер, что брала у него уроки английской.

Иронизируя над большой разностью в возрасте, он ради шутки называет лирического героя эссе — Джакомо. Но, же нельзя забывать и того, что события разворачиваются преимущественно в Италии, где английскому имени «Джеймс» есть итальянское соответствие — «Джакомо», а затем Джойс в Италии — таки Джакомо… Этот мелкий эпизод частной жизни писателя сделало произведение признанным шедевром всемирной литературы, прежде всего потому, что написанный творческим методом «потока сознания».

Кроме Джойса к литературе «потока сознания» обращались М. Пруст, Виржиния Вульф. Дань ему отдалили также писатели других литературных вкусов: Э. Хемингуэй, В. Фолкнер, О. Хаксли и др. В частности наследниками творческих принципов литературы» потока сознания» себя объявляют представители французского «нового романа».




Джойс: «Поток сознания» и анализ психологии человека в его творчестве