Эрвин Пискатор

«Мое летосчисление отсчитывается с 4 августа 1914 года». Так звучит первая фраза программного манифеста Эрвина Пискатора «Политический театр» . Война и революция оказали политическое воздействие на молодого актера. Эрвин Пискатор вращался в среде берлинских дадаистов, возглавляемых Виландом Херцфельде.

Пискатор разделял его мнение, что искусство утратило свой смысл, его собственная, пока еще расплывчатая программа гласила: вместо «чистого» искусства — пролетарская культура и агитация. Он стал членом «Союза Спартака»,

а впоследствии — КПГ.

В 1919 году Пискатор основал в Берлине «Пролетарский театр». После его провала он смог воплотить свои идеи в двух массовых манифестациях КПГ: в 1924 году он инсценировал «Ревю «Красный балаган»», а в 1925 — «Наперекор всему!». В обеих постановках угадывается эстетический принцип Пискатора: монтаж, сочетание отдельных сатирических сцен по типу кабаре в своеобразной композиции, что противопоставлялось последовательности сцен в американском шоу-ревю и давало возможность расставить политические акценты.

Кроме того, Пискатор развил принцип исторической документации:

«Наперекор всему!» — «историческое ревю», в котором в 24 сценах показана история Германии, начиная с первой мировой войны и вплоть до убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург, на основе подлинных речей, газетных

Вырезок, листовок. В спектакле были заняты, наряду с актерами-профессионалами, пролетарский хор и самодеятельные артисты. В сценическое действие включены кинодокументы.

Массовый успех «Красного балагана» имел большое значение для немецкого агитпропа. Со временем в Германии возникло более 150 групп агитпропа, которые развивались в тесных творческих контактах с советскими ансамблями. К началу 30-х годов при участии таких писателей, как Фридрих Вольф и Густав фон Вангенгейм, а также профессиональных актеров эти самодеятельные коллективы стали выступать в вечерних представлениях пьес агитпропа.

Основные принципы «политического театра» Пискатор стремился воплотить как руководитель театра и режиссер. Будучи с 1924 по 1927 год режиссером Берлинской народной сцены, он основал вскоре

Театр Пискатора, который просуществовал до 1931 года. Пискатор поставил за это время пьесы Э. Толлера, В. Меринга, Л. Ланиа, Ф. Вольфа и одними из первых — произведения советских авторов. Театр Пискатора стал средоточием прогрессивных актеров и режиссеров. Пискатор ввел методы совместной работы автора, заведующего литературной частью, режиссера и актера. Его постановки готовились на основе обстоятельного научно-исторического исследования.

Пис-катор в корне преобразовал прежде всего технический аппарат сцены. В свои спектакли он ввел кадры из фильмов, дополнил декорацию экраном. Пискатор изобрел различные игровые площадки, промежуточные сцены и сцену-глобус, по которой непрерывно двигался Швейк в своем военном марше.

Пискатор стремился драматургически последовательно воплотить на сцене свои представления об изменившихся функциях человека в историческом процессе, что потребовало немалой затраты технических средств и богатой сценической фантазии, приобретавших порой самодовлеющий характер. Целью его «социологической драматургии» 105 было показать исторически поворотные пункты эпохи и выявить силы, влияющие на ее судьбу: «экономику и политику» 106. Брехт, хотя и не соглашался со всеми пунктами программы Пискатора, давал положительную оценку его экспериментам. Они подрывали почти все условности, вмешивались, изменяя их, в творческий метод драматурга, в манеру игры актера, в труд устроителя сцены.

Эксперименты Пискатора следует рассматривать как «самую радикальную попытку придать театру поучительный характер»…




Эрвин Пискатор