Эстетизмтечение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм. § 1. Эстетизм: течение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель «искусство страны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл.

1887), Пейтер придерживался субъективистского варианта концепции «искусства для искусства». Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» , главном труде Пейтера. В предисловии

к этой книге он писал: «… Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; поэтому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее. Задача истинного эстетика заключается в том, чтобы определить красоту не в абстрактных терминах, но в возможно более конкретных, — в том, чтобы найти не универсальную, а особенную формулу, которая всего лучше выражает то или иное откровение красоты. «…» Задача эстетической критики заключается в том, чтобы распознать, проанализировать и освободить от случайных придатков то свойство, благодаря которому картина, ландшафт,
благородная личность в жизни или в книге производит это особое впечатление красоты или удовольствия, и указать, где источник этого впечатления и при каких условиях оно переживается».

В «Заключении» Пейтер отмечает: «Вначале опыт словно заливает нас потоком внешних предметов, угнетающих своей резкой, назойливой реальностью и вовлекающих нас в тысячи действий. Но когда мы начинаем размышлять об этих предметах, они рассеиваются; сила сцепления, словно волшебством, перестает действовать; каждый предмет распадается в сознании наблюдателя на группу впечатлений: цвет, запах, вещество». Здесь очевидно сближение с импрессионизмом.

Но Пейтер идет еще дальше. Для него искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали, что импрессионисты вовсе не подчеркивали. Прекрасное субъективно, считает Пейтер, поэтому задача критика — лишь выразить свои личные переживания от встречи с произведением искусства.

Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладострастие Рима, мистицизм средневековья с его церковным честолюбием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа». Эстетические идеи Пейтер развивал и в художественных произведениях — философском романе «Марий-эпикуреец» , сборнике новелл «Воображаемые портреты» . Эстетизм Пейтера приводит его к утверждению самоценности формы. В философии искусства Пейтера большую роль сыграли идеи неокатолицизма, неоплатонизма, а также Дж. Рескина.

Принимая мысль Рескина о первостепенном значении красоты в жизни человека, Пейтер полемизирует с его представлением о связи искусства и морали. Идеи У. Пейтера оказали влияние на Оскара Уайльда и других представителей английского эстетизма. Преемниками Пейтера стали деятели искусства, объединившиеся вокруг декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз, поэты Эрнест Доусон, Джон Дейвидсон, художник и писатель Обри Бердсли. Влияние эстетизма Пейтера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йетс, англо-американский писатель Генри Джеймс и др.

Вождем эстетизма после Пейтера становится Оскар Уайльд. Эстетизм как явление теоретического порядка явился основой для объединения ряда писателей, представляющих в литературе разные художественные стили. В основном отмечается явная склонность к символизму. Но символизм в Ангии не обрел таких четких форм, как во Франции и Бельгии. Эстетизм во Франции ярко выразился в творчестве Жориса Карла Гюисманса. На протяжении долгого времени он совмещал работу чиновника в министерстве внутренних дел с творческой деятельностью.

Литературный дебют Гюисманса — сборник стихотворений в прозе «Ваза с пряностями» , за которым последовали ранние романы «Марта, история падшей» , «Сестры Ватар» , «По течению» . В них обнаруживаются импрессионистические, натуралистические и другие направления поисков Гюисманса, в конечном счете подготовившие появление ключевого романа его творчества — «Наоборот». В научной литературе отмечено: «В натуралистических романах Гюисманса очевидно присутствие тенденций европейского эстетизма: в каждом произведении есть персонаж-художник или писатель. Объективный мир, пропущенный через их индивидуальное восприятие, превращается в субъективную реальность, отражающую художестве




Эстетизмтечение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель