Французский символизм — первое направление модернизма
Модернизм — это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 — первой половины 20 века. Какие направления входили в модернизм? Французский символизм, русский символизм, английский эстетизм, русский акмеизм, футуризм и т. д. Ярко проявился модернизм в живописи, музыке. Вообще рубеж веков иногда называют эпохой «Модерн». В этом курсе мы будем изучать первый, ранний этап развития модернизма до 1914 года.
После 1914 года начался зрелый, более сложный модернизм.
Основные особенности модернизма:
Всех
Модернизм — искусство элитарное, ориентированное на самую образованную и подготовленную часть читателей, простые люди модернистские произведения понимают с трудом.
Французский символизм — первое направление
Но тогда символизм был достоянием одиночек.
Основные особенности французского символизма.
1. Смелое обновление содержания в сторону неклассического мировоззрения.
2. Тяготение к выражению особо сложных, утонченных, странных, часто неопределенных переживаний, состояний, ощущений, оттенков, полутонов чувств.
3. Широкое употребление новых художественных средств, необычного сочетания слов, необычных метафор, эпитетов, разрушающих прямой, ясный смысл стиха, но создающих общее утонченное, неопределенное ощущение. Формирование поэтики намека, когда вместо прямого ясного смысла — лишь намек на то, что хотел выразить поэт: намек — это и есть символ.
Многих французских символистов называли проклятыми поэтами за их, мягко говоря, нездоровый образ жизни: алкоголь, наркотики, свободная любовь, альфонсы. И в поэзии, и в жизни они любили нарушать запреты.
Все это в полной мере и прежде всего относится к основоположнику символизма Шарлю Бодлеру, хотя вообще-то он относится не к символистам, а к поздним романтикам. С романтизмом его роднит любовь к гиперболам, нарочито ярким эпитетам, метафорам, к ярким контрастам. Модернистская утонченность у него есть, но она не преобладает.
Однако Бодлер важен прежде всего тем, что одним из первых в европейской литературе откровенно и очень ярко выразил неклассическое мировоззрение, и поэтому он все-таки основоположник символизма и модернизма вообще.
Французский символизм — первое направление модернизма