Франсуа Рабле — величайший художник французского Ренессанса
Быстрый расцвет гуманистической мысли во Франции совпадает с первой половиной царствовании Франциска I. Итальянские походы, начавшиеся его предшественниками и продолженные им, очень расширили культурные отношения между двумя народами Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей Французского Возрождения Раннее Возрождение во Франции — 70-е годы ХVв — 20-е годы XVIв. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение
Позднее Возрождение это время кризиса Возрождения. В ту пору творили замечательные поэты Пьер де Ронсар, Жоашен дю Белле, драматург Этьен Жодель, философ и эссеист Мишель де Монтень.
В конце 1540-х годов возник литературный кружок из нескольких молодых дворян, метавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой гуманистической национальной поэзии. Сначала кружок назывался «Бригадой», затем по числу членов кружка
Манифест этого поэтического кружка — «Защита и прославление французского языка» вышел в1549г. и составлен дю Белле.
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена проблеме поэтического языка, вторая — теории поэзии. Кроме замечаний об особенностях отдельных жанров и форм, дю Белле пишет о двух стилях — высоком, который подобает трагедии, оде и эпической поэме, и низком, свойственном фарсу и комедии. Дю Белле дает ряд указаний по стихосложению Новая школа натолкнулась на противодействие со стороны придворных поэтов, но после поддержки ее Генрихом П она одержала победу и при дворе.
Франсуа Рабле — величайший художник французского Ренессанса родился, вероятно, в 1494 году в Шиноне. Он был младшим сыном мелкого судебного чиновника. В 1510 году он поступил во французский монастырь и до 1521 года пробыл в Фонтене — Леконт. Том же он получил сан священника. Но духовное звание мало привлекало Рабле: он хотел учиться.
За короткий срок он выучил латынь и греческий язык. С трудом добывал греческие книги и много читал. Монахи отняли у него книги, и только друзья спасли Рабле, добившись папского разрешения перейти в бенедиктинский орден.
В бенедиктинском аббатстве в Мальезе при поддержке местного епископа он продолжил свои занятия. Кроме того, он увлекся естествознанием и медициной.
В 1528 году Рабле отправился в Париж, затем в 1530г. в Монпелье, где читал лекции и зарабатывал себе на жизнь то как врач, то как священник. В 1532г. он работал врачом в большой больнице Лиона. Отсюда стал общаться с Эразмом Роттердамским.
Здесь же в 1533г. появилась его первая часть «Пантагрюэля» — «Ужасающие и устрашающие деяния и подвиги знаменитейшего «Пантагрюэля».
»Пантагрюэль» был задуман как продолжение народной книги: тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл и совершенно иное настроение.
В первой книге описывается детство и обучение великана, его путешествия и приключения. В 1534 году из Франции в Рим прибыло посольство короля Франциска с епископом Жаном дю Белле и его врачом Рабле. Рабле был и Италии впервые и недолго — с января по апрель 1534 года.
В 1527 году, семь лет назад, Рим стал жертвой испанцев и немецких ландскнехтов, поэтому в городе на каждом шагу были видны следы этого разгрома: разрушенные здания, черные носле пожара стены домов.
Рабле было уже около сорока лет. Он знал много, но в Италии получил возможность узнать еще больше. Вернувшись на родину, писатель напечатал еще один том своей эпопеи под названием «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля»‘ . Во второй книге Рабле не только ставит, но к решает вопросы войны, мира и справедливого правления, гуманистической педагогики, науки — богословско-схоластической.
В 1535-1536 году Рабле совершает вместе с дю Белле еще одно путешествие в Италию, изучает ботанику, археологию, античную культуру. В 1542 году он издает оба тома своею романа, а в 1545 году добивается королевской привилегии на издание третьей книги. Через год ‘Третья книга…»‘, подписанная именем метра Франсуа Рабле, доктора медицины, вышла и свет.
Еще в первой книге автор знакомит нас с беспутным другом Пантагрюэля Панургом, который впоследствии займет одно из значительных мест в романе. В третьей книге рассказывается о намерении Панурга жениться и его опасении за последствия этого шага — боязни ‘рогов». Проблема Панурговой женитьбы перерастает в вопрос об оношениях между мужчиной и женщиной, в анализ общественной и культурной роли женщины.
Несмотря на некоторую осторожность Рабле по отношению к его извечным врагам, книга, как и две первые, была осуждена Сорбонной. В это время во Фракции в монастырских застенках лилась кровь, на площадях пылали костры инквизиции, жертвой фанатизма становились близкие друзья писателя. Вскоре после выхода «Третьей книги», в том же 1546 году, на площади Мобер в Париже был сожжен старый соратник и друг Рабле, Этьен Доле.
Король Франциск был болен, и на его помощь Рабле не рассчитывал. В 1547 году Франциск умер, с его преемником, Генриком ІІ, у Рабле никаких связей не было, поэтому он решил уехать из Франции.
Рабле перебрался в Мецу, где стал работать врачом. Кардинал дю Белле поддерживал его материально, а в августе 1547 года он взял его снова с собой в Италию. На этот роз Рабле пробыл в Италии довольно долго, до ноября 1549 года.
Перед отъездом в Италию Рабле ос г явил своему издателю «Четвертую книгу», которая вышла в свет в 1548 году. В четвертой книге рассказывается о путешествии Пантагрюэля и Панурга со спутниками в далекий Китай к оракулу за советом: жениться все же Панургу или нет. Компания останавливается во многих местах, посещает острова Прокурации, где живут сутяги и кляузники. Издевательский смех Рабле поражал не только пустобрехов, ябедников, обжор и т. н., но и с новой силой церковников и саму религию, агрессивную политику самодуров-правителей и т. п.
Перед выходом «Четвертой книги» в феврале 1552 года Рабле скрылся. Видимо, ему было известно о будущем заключении мира между королем и папой, которое произошло в апреле 1552 года. Рабле умер в Париже и там же похоронен во второй половине 1553 года.
В 1562 году появилась в печати частично, под заглавием «Остров звонкий», а в 1564 году целиком — «Пятая книга», отредактированная и значительно дополненная кем-то из близких писателя.
В пятой книге путешественники прибывают на остров Звонкий, населенный странными птицами: «клирцы, иконцы, священцы, аббагцы, епископцы, кардинцы и, единственный в своем роде, папец». Время от времени сюда налетали безобразные «ханжецы».
Панург, ознакомившись со всеми обычаями птиц. Восклицает: «В этой стране сплошное плутовство, жульничество и мошенничество, — не приведи господь». На острове Пушистых котов, где обитают юристы-законники, питающиеся маленькими детьми, царит откровенный, неприкрытый произвол.
Наконец, путешественники встретились с оракулом, который на сомнения по поводу женитьбы советует Панургу: «Тринк», т. е. пей. В своих книгах Рабле развенчивает старый мир и вместе с тем выставляет его на посмешище под оглушительный хохот народной массы. Книга Рабле осталась в истории человеческой культуры ярчайшим проявлением французского, да и не только французского Возрождения.
Франсуа Рабле — величайший художник французского Ренессанса