Героиня «семейной драмы» Г. Ибсена «Привидения»

Героиня «семейной драмы» Г. Ибсена «Привидения» , вдова капитана и камергера, мать Освальда Алвинга. Натура волевая, ибсеновская «сильная женщина», Ф. А. на первом году брака с нелюбимым мужем пошла на серьезный компромисс, определивший всю ее дальнейшую жизнь. Она не смогла сделать решительный шаг и уйти от пьяницы и развратника мужа, поддавшись уговорам человека, которого любила и которому доверяла, — пастора Ман-дерса, труса и ханжи, типичного для Ибсена персонажа-разрушителя, никогда не упускающего шанса испортить жизнь ближнего.

Конечно,

дело было не только в авторитете пастора; сама Ф. А. была психологически зависима от того, что потом так удачно назвала «привидениями»: ее давил «страх отживших понятий, верований и тому подобного», что «уже не живет в нас, но все-таки сидит так крепко, что от него не отделаться». Эти привидения — лицемерные представления о семейном и общественном долге, диктующем необходимость продолжения жизни с нелюбимым и недостойным человеком ради сохранения брака — заставили Ф. А. долгие годы усиленно поддерживать миф о высокой нравственности покойного мужа, в который верит Освальд.

Через

много лет оказывается, что ее жертва была напрасной и преступной: сын-сифилитик, которого она намеренно с раннего детства воспитывала вдали от дома, унаследовал от отца неизлечимую, прогрессирующую болезнь. Ф. А. живет прошлым, и в этом смысле настоящее для нее — только призрак, тень прошлого.

Ф. А. сама подобна призраку. Слабая попытка расквитаться с прошлым — деньги, равные сумме состояния Алвинга к моменту их женитьбы, сэкономленные героиней, чтобы сын ничего не унаследовал от порочного отца. Ф. А., безусловно, мужественный человек, способный принять правду, какой бы горькой она ни была. Большую роль в ее внутренней эволюции сыграли новые книги, чтение которых не одобряет пастор.

Вполне возможно, что среди книг, воспитывающих свободомыслие, были и пьесы норвежского писателя Генрика Ибсена. Но, согласившись однажды на компромисс, она навсегда утратила ощущение радости жизни. Есть что-то тягостное, страшное в этой холодной женщине, способной творить мифы, но не способной к непосредственной теплоте, душевности.

Не случайно так акцентируется в пьесе образ молоденькой Регины, исполненной радостью жизни, коей были лишены Ф. А. и ее сын Освальд.




Героиня «семейной драмы» Г. Ибсена «Привидения»