Главные темы драматургии Генрика Ибсена

Великий норвежский драматург, прославивший Норвегию. Норвегия — одна из четырех скандинавских стран. Узкая полоска земли на западном побережье Скандинавского полуострова, покрытая горами и изрезанная фьордами, глубокими морскими заливами в горах. Суровая и красивая северная земля. В древности прославлена викингами, бесстрашными мореходами и завоевателями.

В 14 веке попала в зависимость от Дании, в начале 19 века она стала зависима от Швеции. И только в 1905 году Норвегия обрела полную самостоятельность.

Общая характеристика творчества

Ибсена.

1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьезных проблем.

2. У Ибсена было в значительной степени неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои — одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей.

3. Одна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена — проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий

христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.

Объясняю подробнее. В христианском учении есть две стороны.

1 сторона — нравственность — необходимость соблюдения нравственных правил, нравственная требовательность к себе, к другим. В христианстве те, кто нарушает правила, — грешники, которые будут наказаны, отправлены в геенну огненную. И об этом достаточно регулярно говорит Христос в Новом Завете. Вот его слова из нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось; ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (Евангелие от Матфея, глава Основанная цель исполнения заповедей и вообще основанная цель христианства — усовершенствование людей, приближение их к Богу, к идеалу, к совершенству. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

2 сторона — человечность, человеколюбие. Важнейшей заповедью Христа является «возлюби ближнего своего, как самого себя» , также Христос призывал возлюбить врагов, ненавидящих вас, призывал никого не судить, всех прощать. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный». То есть надо любить любого человека, любить человека таким, какой он есть.

Но возникает вопрос: как быть с грешниками, как быть с теми, кто нарушает заповеди божьи, кто ненавидит и прелюбодействует, нужно ли и их любить и прощать? Исходя из человечности, конечно, нужно. Но к чему тогда нравственные правила, к чему тогда угрозы геенной огненной? Если грешник знает, что его прегрешения всегда простят и его всегда будут любить, то будет ли он стремиться к совершенству?

Идея христианского прощения лишает смысла нравственную требовательность христианства, идею нравственного совершенствования, то есть основную цель христианства.

Так что делать с обычным человеком: любить его таким, какой он есть, несовершенным, бесконечно прощать, или требовать от него нравственного совершенства в соответствии с заповедями? Этот вопрос задает Ибсен в большинстве своих пьес. Многие его герои, желая быть последовательными и принципиальными, выбирают лишь одну сторону христианства, отвергая другую.




Главные темы драматургии Генрика Ибсена