«И некому руку подать…»

«Поэт совсем другой эпохи» — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. И в правду на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало одиночество. Он был несчастлив с детства: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, — все это оставило след в душе писателя.

Так же он был поэтом-романтиком, а им свойственен мотив одиночества.

Что и отразилось на творчестве писателя.

Если посмотреть с другой стороны, то в лермонтовскую эпоху

людям свойственно было быть одинокими, беспечными, замкнутыми в себе. Они не позволяли никому словно «существовать рядом». Им было комфортно в одиночестве, наедине с собой. Что собственно и передавалось нам в лирике М. Ю. Лермонтова.

Он перенес всю боль своего народа через себя, постиг давление общества в окружающем мире. Поэт ощущал себя одиноким, весь мир ему казался скучным, что проявлялось даже в его ранних стихотворениях:

«О! Если б дни мои текли

На лоне сладостном покоя и забвенья,

Свободно от сует земли

И далеко от светского волненья…».

Лермонтов в своих стихотворениях всегда пытался,

как-то «отделить» лирического героя от светского общества. Этот герой словно не понимал никого, не находил нужного собеседника, ему были скучны сплетни, вся эта «мишура» света, балы, обеды, — все это было красиво, но не для него.

В любви также не везет лирическому герою Лермонтова. Измены, предательства, ложь — все это свойственно видеть в его романах. Во всех его произведениях за этой гранью любви кроется мотив одиночества.

«Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!»

Грустью и сожалением пропитано его стихотворение «И скучно и грустно», в котором поэт будто «отказывается» от жизни, дает понять, что не для чего больше жить. Ему надоел этот мир, он задается вопросами «А зачем вообще? Для чего?».

«Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка…»

Если присмотреться к строкам стихотворения получше, можно даже заметить нотки суицидальности. И в самом деле, а если жизнь настолько скучна, как ее описывает сам М. Ю. Лермонтов, разве стоит для этого жить? А может и сам писатель лишь боялся «сгущать краски» повседневной и надоевшей жизни?

В любом случае Лермонтов оказывается сильнее этого, и этот порыв, в действительности мог быть лишь сиюминутным.

Одиночество не покидало поэта на протяжении всей жизни, но ведь как говорил Эрленд Лу: «Человек рождается один и умирает один. Это надо просто понять, чем раньше, тем лучше. Вся конструкция зиждется на одинокости. Она, так сказать, несущая опора…»

В последних стихотворениях М. Ю. Лермонтов уже не обращается к прежней теме одиночества. Ему хочется уединения, спокойствия. Здесь уже можно рассмотреть его лирического героя со стороны романтизма, он восхищается красотой ночного неба:

«В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.» .

Желания поэта уже совершенно иные… Он словно «сдвинулся» от изначальной точки начала и уже хочет какого-то покоя, отдыха, чтобы восстановить свои силы. Лермонтов как бы надеялся, что ему это пойдет на пользу, даст стимул к новым вершинам.

Это его вскоре и настигло… Трагическая гибель поэта оборвала его жизнь в самом рассвете творческих сил. Может он и вправду обрел долгожданный покой и тишину. Может не чувствует себя одиноким?

Тем не менее, для нас он был и остается великим и гениальным писателем.




«И некому руку подать…»