Идейно-тематическое содержание «На дне»

Идейно-тематическое содержание. Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Одна­ко любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев.

В центре действия драмы «На дне»; не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жиз­ни. Центром этого спора является проблема правды и лжи, воспри­ятие жизни такой, какой она есть на самом деле, со всей ее безыс­ходностью и своей правдой. Спор начинается

до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода.

Автор спорит сам с собой. Если в ранних произведениях Горький изображал босяков в романтическом ореоле, то в отвергнутых обществом обитателях ночлежки ему не удается найти положительных черт. Жестокость героев по отношению друг к другу разрушает авторские иллюзии. Появление Луки вносит в драматическое действие новую струю.

Он утешает людей, прибегая ко лжи, как средству против боли. Горький писал о смысле пьесы: «Основной вопрос, который я хо­тел поставить, это что лучше — истина или сострадание? Что нужно? Нужно ли доводить сострадание

до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

Этот вопрос не субъективный, а общечеловеческий»;. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ Луки о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль стран­ника заключена в словах о всесилии добра: «Человек может добру научить…»;.

Идейная борьба в пьесе разворачивается вокруг таких понятий как допустимая ложь и правда. Считается, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако в дей­ствительности спорит с Лукой сам автор.

Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, человек, постоянно живущий во лжи, привыкает к ней и примиряется со своей убогой реально­стью. А это приводит к тому, что он соглашается терпеть, не протес­тует и не пытается вырваться из оков этой жизни. Это был спор Горького-человека с Горьким-писателем. О несостоятельности, с точки зрения автора, теории Луки говорили неудачно сложившиеся судьбы ночлежников.

Трагическая развязка пьесы — своего рода приговор проповеди терпения и покорности и в то же время утвер­ждение необходимости борьбы за правду, за Человека. Критика того времени не приняла концепцию автора и воспри­няла пьесу иначе. Основной мотив, связанный с Лукой, трактовал­ся как примирение с жизнью и чувством жалости к человеку. Сего­дня проповеди Луки о жалости к человеку и милосердии чрезвычайно актуальны, и пьеса Горького приобретает современ­ную значимость. К решению главной проблемы пьесы можно подойти и с религи­озных позиций.

При решении главного вопроса пьесы о лжи во спасение и прав­де сталкиваются две концепции: Луки и Сатина. Лука проповедует традиционную православную точку зрения: есть «люди»;, а есть «че­ловеки»;, как «есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля…»;. Все обитатели ночлежки всего лишь люди.

Поэтому един­ственная благодать, которая им будет дарована, — смерть. Вот по­чему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное из­бавление от мучительного существования. Атеистическая концепция сформулирована автором устами Са­тина.

Сатин объявляет человека ответственным за свою судьбу, свободным в выборе поступков. В пьесе, соответственно, восторже­ствовала точка зрения автора: вера в человека одержала победу над верой в Бога. В любом случае ответа на главный вопрос, сформулированный Горьким: «Что лучше: истина или сострадание?»; — в пьесе нет.




Идейно-тематическое содержание «На дне»