Идейно-тематическое содержание трагикомедии «Мартын Боруля»

Идейно-тематическое содержание. Трагикомедия «Мартын Боруля» написана в 1886 г., во время новочеркасской ссылки. Этим произведением Иван Карпенко-Карый сатирически разоблачает тогдашние общественные порядки — бюрократизм, судебную систему, основанную на взяточничестве.

В основе сюжета — настоящий факт: многолетнее ходатайство отца драматурга Карпа Адамовича с целью документально восстановить утраченное предками дворянство. Интересные размышления о своем герое высказал уже на склоне лет сам автор: «Вспоминаю Борулю, хотя

люди смеются над ним, так как им кажется, что они не такие чудаки, как Боруля, а когда хорошенько присмотреться, то и смеяться нечего: кто бы не хотел вывести своих детей на дворянскую линию, чтобы они не черствый кусок хлеба имели?!».

Жанровые и стилевые особенности. Эта позиция И. Карпенко-Карого очень интересна, так как ориентирует читателя увидеть в комедийных ситуациях не такие уж и смешные стороны действительности, как и в «Ревизоре» Н. Гоголя: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь». Именно этот гоголевский смех сквозь слезы и определяет пафос произведения И. Карпенко-Карого. Отсюда и жанровая особенность

этой пьесы — трагикомедия.

Сюжет произведения представляет юмористические сцены из жизни зажиточного земледельца Мартына Борули, который добивается утраченных дворянских прав.

Правда, у Мольера морализаторство имеет абстрактно-поучительный характер, а у Карпенко-Карого оно направлено против конкретных бытовых и социальных явлений, представленных в национальном художественном срезе. В этом, кстати, одно из существенных отличий между произведениями классицизма и реализма. В отличие от Пузыря, Мошны Мартын Боруля не трясется за каждую копейку, не издевается над теми, кто беднее его, но он, как и мольеровский Журден, в своем стремлении официально стать дворянином, в сущности, теряет здравый смысл. Боруля старается завести в своем доме «дворянские порядки».

Комизм здесь достигается через разительное несоответствие между давно упроченным образом жизни крестьянина-земледельца и овеянным мечтой господским благородством.

В частности, Мартын Боруля:

Приказывает и себе, и членам семьи долго спать, хотя от сна ему скучно, да и бока болят; планирует развести собак и ездить на охоту; хочет отдать дочь Марисю за «благородного», который потом из-за смешного недоразумение убегает от нее; стремится официально оформить свое «благородное» происхождение, но выясняется, что в документах закралась фатальная для нашего героя ошибка.

Все начинания Борули, направленные на достижение призрачного счастья, завершаются поражением. Иначе и быть не могло, ведь для Борули дворянство — это то, чем можно извне прикрыть свое мужицкое происхождение, ему не доступны понятия «духовность», «культура», «образованность», «благородство», «этика». Автор саркастически изображает эту черту героя в эпизоде, где он приказывает жене Палажке научиться, как подавать чай и кофе «благородному» гостю: «Ну, довольно! Садись, душка!

Омелько привезет самуварь, чая, сахарю и… кофию. Чай я пил и знаю, как его настаивать, то сам тебе расскажу, а кофию не знаю, как делают. Пойди ты сейчас к Сидоровичке — она знает — и поучись у нее.

И расспроси хорошенько, как его делают и когда его подают: или к борщу, или на ночь?». Смех сквозь слезы вызывает и эпизод, в котором Боруля старается разрушить добрые народные обычаи:

«Марися. Отец, Степан, идите: мать зовут! Мартын. Марися, сколько раз я уже тебе приказывал, не говори так по-мужицки: мама, отец. А ты все по-своему…

Ты этими словами, будто кнутом, по уху меня хлещешь. Марися. Ну, а как же? Я забываю.

Мартын. Вон как Степан говорит: папинька, маминька… Степан. Или: папаша, мамаша. Мартын.

Слышали: папаша, мамаша… нужно так говорить, как дворянские дети говорят. Марися. Я так и не выговорю.

Мартын. Приучайся: ты на такой линии».

Вообще Марися — наиболее стойкая к изменениям, так как имеет крепкую моральную основу, она старается сохранить свое счастье, ей господская жизнь, которой грезит отец, ни к чему. В самом деле, Мартын Боруля воспитывал своих детей в духе здоровой народной морали, о чем свидетельствуют Марисины слова: «Первое отец говорили, что всякий человек на миру живет затем, чтобы делать, и что только тот имеет право есть, кто пищу зарабатывает».

Полной противоположностью Марисе выступает ее брат Степан: он стремится добиться чиновничьей должности не столько путем каких-то интеллектуальных усилий, работой над собой, ежедневной старательной работой, сколько обманом, хитростью — то есть так, как в чиновничьем кругу было заведено. И отец учит, как выжить в этой прогнившей системе: «Ну, теперь с Богом! . Прощай. . Слушай старших, выписывай почерка, заучивай бумаги наизусть… трись, трись с людьми — и из тебя будут люди!». Печальной тональностью окрашена картина, в которой отец советует сыну порвать с другом детства Николаем, так как он теперь, как Боруле кажется, уже неровня их роду: «Ты, сын, не дружи с неровней, лучше с высшими, чем с низшими. Какая тебе компания Николай? Мужик — одно слово, а ты на такой линии, трешься между людьми иного колена… глянь на себя и глянь на Николая.

Это таки мужик репаный, а ты канцелярист!».

Яркий сатирический персонаж — поверенный Тренделев. Его специализация — махинации с документами, он олицетворяет бюрократическое общество, морально выродившееся и охваченное коррупцией. Писатель постоянно имел дело с такими дельцами, работая чиновником, хорошо знал их психологию, а потому пренебрегал их до глубины души.

Характеры в драматических произведениях раскрываются через диалоги или монологи.




Идейно-тематическое содержание трагикомедии «Мартын Боруля»