Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. С
Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями, то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а Алеко с центральным персонажем «Паломничества Чайльд Гарольда»).
Алеко удаляется от света, понимая его пустоту и никчемность, бессмысленность жизни большинства людей его составляющих.
Природа любви, о которой они говорят, у каждого своя — мало того, любовь в понимании старого цыгана противоположна
Старый цыган пытается объяснить это Алеко, рассказывая вначале предание об Овидии, а потом историю своей любви. Истинная свобода, это не только осознание свободы собственного «я», это также признание за другими права на свободу. Именно поэтому старик не пытается силой вернуть свою Мариулу, понимая, что так любовь не воскресишь. Ho он по-прежнему любит ее и благодарен за то чувство, которая она зажгла в нем.
Об этом говорит старик и после того, как Алеко убивает Земфиру и молодого цыгана. Характерно, что отец отказывается. мстить за дочь: Алеко изгоняют из табора как человека, не готового принять свободу. Кроме того, Алеко убийством отрезал себе путь к свободе, поэтому изгнание вполне закономерно. Сами цыгане не хотят убийством омрачать свои души, они просто уходят, оставляя Алеко один на один со его преступлением.
Таким образом, цыганский табор является в произведении своего рода метафорой, воплощением идеала свободы и гуманизма.
Однако тем не менее Пушкин далек от идеализации реальных цыган. Описывая быт кочевого племени, он отдает себе отчет в том, что те же страсти терзают и «природы бедных сынов», как и весь род человеческий.
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. С