Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. С

Поэма «Полтава» предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента:

1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична «южным» поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая «свободы лишь для себя», не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние предрешено с того самого момента, как Мазепа встает на путь самовластия.

Такой герой не может быть счастлив

— он способен сделать лишь несчастными других. Тема власти, едва намеченная Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане» , здесь получает свое развитие. Пушкин показывает не только те разрушительные последствия, которые могут принести окружающим поступки героя-индивидуалиста, но и говорит о том, что его разрушительный потенциал многократно возрастает, если такой герой оказывается облечен властью. Тема непреложности нравственного закона, кары за его нарушение прослеживается в судьбе Марии, отступившейся от семьи ради любви. Картины ужасной битвы, в которую оказываются вовлечены огромные массы людей, контрастируют
с признанием Мазепы, что все это затеяно вовсе не ради каких-то высших целей, но из-за уязвленного самолюбия гетмана. Мазепа не только обречен на поражение, он осознает его неизбежность. Перед ним предстает, словно отражаясь в кривом зеркале, он сам — в виде недалекого, тщеславного короля Карла.

2. В поэме возникает образ Петра — символа государственной власти, самодержавия. В поэме Петр выступает не как персонифицированный персонаж, а скорее как своего рода символ, орудие мщения. Характерно, что Петр практически лишен личных черт, его образ предельно обобщен, монументизирован. Примечательно, что Пушкин не затушевывает признаки самовластия и с этой стороны: Петр не верит «доносу» и фактически предает Кочубея и Искру в руки Мазепы, т. е. своевременно меры «самовластно» не принимаются — и положение многократно ухудшается. Однако способность покаяться в содеянном, признать свои ошибки — несомненное достоинство Петра, которая, естественно, не искупает полностью его вины, но определенное преимущество перед противником дает.

Эта тема подробнее будет разработана Пушкиным в его поэме «Медный всадник», а также в трагедии «Борис Годунов».




Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. С