Поэма «Полтава» предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента:
1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична «южным» поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая «свободы лишь для себя», не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние предрешено с того самого момента, как Мазепа встает на путь самовластия.
Такой герой не может быть счастлив — он способен сделать лишь несчастными других. Тема власти, едва намеченная Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане» , здесь получает свое развитие. Пушкин показывает не только те разрушительные последствия, которые могут принести окружающим поступки героя-индивидуалиста, но и говорит о том, что его разрушительный потенциал многократно возрастает, если такой герой оказывается облечен властью. Тема непреложности нравственного закона, кары за его нарушение прослеживается в судьбе Марии, отступившейся от семьи ради любви. Картины ужасной битвы, в которую оказываются вовлечены огромные массы людей, контрастируют с признанием Мазепы, что все это затеяно вовсе не ради каких-то высших целей, но из-за уязвленного самолюбия гетмана. Мазепа не только обречен на поражение, он осознает его неизбежность. Перед ним предстает, словно отражаясь в кривом зеркале, он сам — в виде недалекого, тщеславного короля Карла.
2. В поэме возникает образ Петра — символа государственной власти, самодержавия. В поэме Петр выступает не как персонифицированный персонаж, а скорее как своего рода символ, орудие мщения. Характерно, что Петр практически лишен личных черт, его образ предельно обобщен, монументизирован. Примечательно, что Пушкин не затушевывает признаки самовластия и с этой стороны: Петр не верит «доносу» и фактически предает Кочубея и Искру в руки Мазепы, т. е. своевременно меры «самовластно» не принимаются — и положение многократно ухудшается. Однако способность покаяться в содеянном, признать свои ошибки — несомненное достоинство Петра, которая, естественно, не искупает полностью его вины, но определенное преимущество перед противником дает.
Эта тема подробнее будет разработана Пушкиным в его поэме «Медный всадник», а также в трагедии «Борис Годунов».
Дайджест:
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» Пушкина А. СОбщая идейная направленность «Медного всадника» во многом имеет свое начало еще в «Полтаве» и продолжается в «Борисе Годунове». Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу». Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина А. СРомантическим героем, а точнее, антигероем, в поэме является Гирей. Индивидуализм его подчеркивается Пушкиным с самого начала. Считаясь только со своей волей и желаниями, Гирей попирает права, чувства и достоинства других людей. Трагический финал для подобного героя закономерен — он сам его предрекает. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — скажет Пушкин в «Моцарте и ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. СПафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями, то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а Алеко с центральным персонажем «Паломничества Чайльд Гарольда»). Алеко удаляется от ... Читать далее...
- Анализ поэмы ПолтаваИсторическим лицам, которых изобразил Пушкин, были посвящены сочинения Вольтера «История Карла XII» и поэма Байрона «Мазепа». Вольтер дал политическую оценку воинственной нетерпимости шведского короля. Байрона привлекла романтическая сторона в жизни Мазепы. Пушкин тоже использовал романтические эпизоды биографии украинского гетмана — любовь к нему, уже старику, молодой дочери Кочубея. Роскошным стихом он описал красоту Марии, пожалуй, ... Читать далее...
- По поэме Пушкина «Полтава»«Полтава» посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ. В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая и историко-эпическая. Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Пушкина А. СНаписанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в «Истории пугачевского бунта», написанной Пушкиным в виде хроники. В художественной форме тема воплотилась в «Капитанской дочке». По жанру «Капитанская дочка» историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина А. СОбщие замечания «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В романе прослеживается принцип историзма: отражение эпохи в ее тенденциях и закономерностях, а также изображаются типические характеры в типических обстоятельствах. Роман имеет целый ряд самобытных черт, и в первую очередь самобытное жанровое самоопределение — «роман в стихах». Задумывался «Евгений Онегин» как сатира на романтические ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Пушкина А. СПринято считать, что «Дубровский» это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано, в первую очередь, с образом Троекурова. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. В образе Верейского, аристократа-англомана, обличается деспотизм в его «цивилизованной», «европейской» форме. Реализм ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с места. 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия, б) Противоречия в крестьянском сознании, в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Борис Годунов» Пушкина А. СТрагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Отданная Николаем I на отзыв Ф. Булгарину, трагедия удостоилась весьма нелестной рецензии, так как «монахи представлены в развратном виде», «царская власть представлена в ужасном виде». В печати «Борис Годунов» появился только через пять лет, а поставлен на сцене лишь в 1870 году. Основной пафос трагедии Основной пафос ... Читать далее...
- Полтава характеристика образа Петра IПОЛТАВА Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме. Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра». Да и сама сюжетная коллизия невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки. И все-таки тема одно, а персонаж — ... Читать далее...
- Нравственно-философский смысл поэмы А. С. Пушкина «Полтава»1. Душевное богатство и природная красота, 2. Губительный мир Мазепы. 3. Последствия выбора Марии. Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле. А. С. Пушкин Поэма А. С. Пушкина «Полтава» является не только красочной картиной полтавского боя, которая изображала храбрость русского воина. В этом произведении писатель ставит важные жизненные проблемы и ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А. С«Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры. Все «маленькие трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже известных произведений или сюжетов. Однако, здесь есть определенная мистификация. В «Скупом рыцаре» указывается, что это «Сцена из Ченстоновой трагикомедии». Ho у Ченстона нет такой пьесы. В английской литературе такого ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Пиковая дама» Пушкина А. СПо своей идейно-художественной направленности «Пиковая дама» находится вполне в русле пушкинских идей, касающихся существования нравственного закона и наказания за его нарушение. Германн — герой-индивидуалист, который жаждет личного обогащения. Несмотря на то, что умом он понимает ненадежность карточной игры и зыбкость надежд, основанных на случайном выпадении карт, Германн внутренне стремится к быстрому и легкому обогащению. He ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Египетские ночи» Пушкина А. СПо форме данное произведение представляет собой фантастическую повесть. В ней присутствует определенный «таинственный» антураж, связанный в первую очередь со способом выстраивать сюжет. Тем не менее сюжет этот, если исходить из логики событий, не завершен. Если же исходить не из событийной логики, но из логики идеи, содержащейся в произведении, оно приобретает необходимую сбалансированность и завершенность. В ... Читать далее...
- Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава»В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде. Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как «разительную историческую черту», не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху. ... Читать далее...
- По поэме «Полтава»А. С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского. В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие творчества А. Т. ТвардовскогоТворчество Александра Трифоновича Твардовского — автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность. Каковы же особенности ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие комедии «Горе от ума» Грибоедова А. СИ. А. Гончаров «Мильон терзаний» О комедии в целом «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот… шутку и злость русского ума и языка. «Горе ... Читать далее...
- Художественное и жанровое своеобразие поэмы С. Есенина «Анна Снегина»Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения событий. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой ... Читать далее...
- Художественное своеобразие поэмы А. А. Блока «Двенадцать»«Двенадцать» — поэма переворота. Не только и не столько поэма, описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей после революции стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма — насмешка над «революцией». Блок в каждом слове, в каждом звуке высмеивает в бессильной злобе кровавый разгул стихии: Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, ... Читать далее...
- Фигура героя-полководца в поэме Пушкина «Полтава»Петр I как исторический деятель и как личность — полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл — «воинственный бродяга», исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий — подчинить себе могучее многонациональное российское государство: «Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном». Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и ... Читать далее...
- Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие автора проблемы, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче — показать ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие лирики А. А. ФетаМир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию и, как Все дары природы, влияет даже на тех, котоРые ее не сознают…А. А. Фет Афанасий Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX столетия. Расцвет его творчества пришелся на 1860-е годы — период, когда бытовало мнение о том, что основной целью литературы ... Читать далее...
- ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»«Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского. В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа — молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для «низших» людей. Чтобы как-то исправить свое материальное положение, Раскольников убивает ... Читать далее...
- Идейно художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»1. Горький — художник-мыслитель. 2. Композиционные особенности рассказа. 3. Главная идея легенды о Ларре, ее нравственно-философская основа. 4. Героический поступок Данко. 5. Старуха Изергиль и ее жизненная позиция. 6. Картины природы в рассказе. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор ... Читать далее...
- Идейно-тематическое своеобразие Поэмы «Анна Снегина»Идейно-тематическое своеобразие. Поэма «Анна Снегина»; автобиографична: лирический герой спустя несколько лет возвращается в родное село, где многое изменилось: люди перестали ценить человеческую жизнь, а во главе соседнего села поставлен Прон Оглоблин, Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой крестьянства. Важное место в ... Читать далее...
- Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. ЛермонтоваРеалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной ... Читать далее...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы ОБЛАКО В ШТАНАХИдейно-тематическое своеобразие. В. Маяковский в поэме «Облако в штанах»; стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. ГорькогоНужны подвиги! Нужны такие слова, Которые бы звучали как колокол Набата, тревожили все и, сотрясая, Толкали вперед. М. Горький Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, ... Читать далее...
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. С