Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. С
Поэма «Полтава» предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента:
1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична «южным» поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая «свободы лишь для себя», не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние предрешено с того самого момента, как Мазепа встает на путь самовластия.
Такой герой не может быть счастлив
2. В поэме возникает образ Петра — символа государственной власти, самодержавия. В поэме Петр выступает не как персонифицированный персонаж, а скорее как своего рода символ, орудие мщения. Характерно, что Петр практически лишен личных черт, его образ предельно обобщен, монументизирован. Примечательно, что Пушкин не затушевывает признаки самовластия и с этой стороны: Петр не верит «доносу» и фактически предает Кочубея и Искру в руки Мазепы, т. е. своевременно меры «самовластно» не принимаются — и положение многократно ухудшается. Однако способность покаяться в содеянном, признать свои ошибки — несомненное достоинство Петра, которая, естественно, не искупает полностью его вины, но определенное преимущество перед противником дает.
Эта тема подробнее будет разработана Пушкиным в его поэме «Медный всадник», а также в трагедии «Борис Годунов».
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. С