Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. Горького

Нужны подвиги! Нужны такие слова,

Которые бы звучали как колокол

Набата, тревожили все и, сотрясая,

Толкали вперед.

М. Горький

Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, росла жажда новой жизни. И в январе 1900 года Горький пишет Чехову: «Настало время нужды в героическом…» Необходимо было выразить

настроение народа, его интересы.

И в ранней романтике Горького нашли отражение следующие проблемы: протест против капиталистических порядков, стремление к новой жизни, страстное желание свободы, призыв к борьбе с угнетателями.

В романтических рассказах Горького мы видим эволюцию революционного образа. Так, в сказе «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины» перед нами предстает мечтатель Чине, зовущий птиц к свету: «Туда — в страну счастья!.. Туда в это чудное «вперед»!». Однако он оказывается бессильным перед «мудростью» Дятла. Чиж не уверен в том, что имеет право вести за собой

птиц, потому что он не знает, что их ждет впереди.

И поэтому Чиж отступает перед Дятлом. Ho история показала, что движение вперед всегда лучше, чем пассивное ожидание. Да, существующие порядки несправедливы, но они не вечны.

Борьба за изменение жизни, постоянное движение вперед — вот в чем заключена истина, утверждает автор.

И следующий герой Горького, гордый Сокол, вступает в битву с врагами. Ему противопоставляется Уж, который живет, «гордясь собою». В образах Ужа и Дятла обличается мещанско-обывательское самодовольство, самоуспокоенность, за которыми скрывается желание жить только для себя и уверенность в том, что все люди хуже, чем они сами.

Этими образами Горький изобличил либералов, испугавшихся бури, о приближении которой возвестил смелый Буревестник.

Горьковский Буревестник — это символ героя, призывающего к борьбе. Причем над ним стихия уже не властна. Он торжествует победу: «Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике».

«Песня о Буревестнике» делится на три композиционные части. Так, в первой — ветер только собирает тучи. Во второй он «в дикой злобе бросает волны на утесы».

И в третьей части разражается сама буря, ставшая символом грядущей революции.

Хочется отметить, что, хотя обе песни написаны в прозе, им присуща ярко выраженная ритмичность. И поэтому «Песни» Горького воспринимаются как стихи. Во всех трех рассказах писатель использует символику. Сокол — символ отваги и бесстрашия. Буревестник — символ борца, образы Ужа и Дятла символизируют довольных собой мещан.

Ho символичность у Горького недвусмысленна. Она понятна каждому. Художественные особенности этих рассказов заключаются в том, что Горький выбрал для повествования народные жанры: песню, сказку.

Своеобразие Горького-художника состоит еще и в необычном пейзаже, который всегда гармонирует с характером героя. В «Сказке о Чиже, который лгал…» на призыв птицы откликается и природа: «Роща, много слышавшая песен, встрепенулась, удивленно и тихо шелестит листьями». В песнях действия происходят на фоне бушующего моря, вьются «огненные змеи» молний, «синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря».

С помощью всех этих приемов еще более усиливается то действие, которое оказывает рассказ на читателей.

Таким образом, раннее романтическое творчество Горького затрагивает самую животрепещущую проблему того времени, отвечает на вопрос, что же надо делать, чтобы жизнь была светлой и чистой. Для этого необходима постоянная борьба с существующими порядками. Ho не только эту проблему решают романтические рассказы Горького.

В таких произведениях, как «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», писатель говорит о высоких человеческих идеалах, об отношении личности и коллектива, решает вопрос о смысле человеческой жизни.

В рассказе «Макар Чудра» повествование идет от имени юноши. Ho образ рассказчика не является образом автора, потому что не всегда мнение писателя совпадает с его мнением. В рассказе «Макар Чудра» Горький показывает нам два типа отношения к жизни. Сам Макар Чудра считает, что смысл жизни заключен в славной доле бродяги: «Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!» Рассказчик убежден, что смысл жизни в том, чтобы «учиться и учить». Надо сказать, что каждый из героев в какой-то степени прав.

Да, действительно, необходимо «учиться и учить», но для этого надо самому хорошо знать жизнь людей, знать их горести и печали. А причины горестей и печали заключены в несправедливом устройство общества, и отсюда вытекает необходимость борьбы с ним, чтобы труд был не в тягость, а в радость.

Макар Чудра рассказывает удивительную легенду о Радде и Лойко. Радда, гордая и красивая, больше самой жизни ценила волю и независимость. Разочаровавшись в Лойко, который оказался эгоистом и себялюбцем, как и многие другие, она предпочла смерть рабской жизни. Радда оказалась духовно выше Лойко. Конец рассказа подтверждает это: «А они оба кружились во тьме ночи», плавно и безмолвно.

И никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Этот рассказ — гимн свободе. В его основе лежит цыганская легенда, что еще раз подтверждает своеобразие Горького-художника, который использовал в своих произведениях обработанный народный фольклор. Очень ярко описаны образы молодых цыган: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как яркие звезды, горят, а улыбка — целое самое, ей-богу!»

В «Старухе Изергиль» Горький продолжает разрабатывать вопрос о смысле человеческой жизни. Рассказ состоит из трех частей, каждая из которых может служить основой отдельного произведения. Автор строит рассказ по принципу контраста. Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко, основа композиции рассказа. В легенде о Ларре автор заклеймил эгоизм и высокомерие.

Себялюбца Ларру народ обрекает на вечное одиночество. Величайшее благо — жизнь — становится для него невыносимой мукой. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Человек не может жить только для себя, человек вне общества обречен на вечные страдания. Вот в чем смысл легенды о Ларре.

Надо сказать, что для Горького-художника очень важна деталь. В Ларре он подчеркивает глаза, гордые и холодные. Еще Чехов сказал, «что глаза — это зеркало души».

И выражение глаз Ларры говорит о сущности его натуры.

Образу Ларры противопоставлен образ Данко. Он, как и Ларра, горд, смел, красив и силен. Ho все лучшее, чем он обладает, Данко отдает людям.

Вообще слово «гордый» — ото один из самых любимых эпитетов Горького. Им автор характеризует положительных героев. Таков Данко.

Его гордость — это не любование собой, а гордость человека с большой буквы. Он гордится тем, что сумел помочь людям: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Данко, который не пожалел для освобождения людей своего сердца, обрел подлинное бессмертие.

Жизнь становится подвигом, а человек — народным героем только тогда, когда он имеет перед собой высокую цель и готов на все ради освобождения людей, — вот какую идею заключает в себе легенда о горящем сердце.

Сама Изергиль провела бурную жизнь. Это свободолюбивая женщина. Ho она жила только для себя, у нее не было цели в жизни. И поэтому Изергиль ближе, скорее всего, к Лappe, а не к Данко.

Неспроста старуха Изергиль говорит: «И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми». Она боится одиночества, боится стать отверженной.

Старуха Изергиль заслуживает жалости, но не уважения.

Для того чтобы лучше раскрыть характеры героев, Горький применяет своеобразные художественные приемы. Уже само вступление к рассказу настраивает читателя на необычную легенду или сказку. Каждое предложение буквально насыщено определениями.

Горький рисует необычайно красивую картину летнего вечера. Автор очень любит яркие краски: звезды у него золотые, луна имеет кроваво-красный цвет.

Писатель использует гиперболы, сравнения, метафоры для подчеркивания исключительности своих героев. Данко так любит людей, что вырвал из своей груди сердце. Усы Ларры переплелись с его кудрями. Горький сравнивает человека с вольной птицей, а разъяренных людей — со стаей волков.

Болото у Горького олицетворяет силы реакции, которые пытаются задержать людей на пути к свободе. Автор прибегает к необычной структуре предложений. Он очень часто употребляет союзы «и» и «а»: «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо тьмы, а они привыкли к степному простору. А еще страшней…»

В «Старухе Изергиль», как и в «Песнях», характер пейзажа удивительно гармонирует с происходящими событиями: «… сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…» Природа вместе с людьми радуется их освобождению. Таким образом, в рассказе все художественно подчинено утверждению правоты «подвига во имя жизни», жизни во имя народа.

Горький глашатай, совесть передового, прогрессивного человечества, борющегося за торжество свободы, демократии и счастья людей. Его романтические произведения не потеряли своего значения и в наше время, потому что в них поднимаются вопросы о смысле жизни, о счастье, которые всегда волнуют молодое поколение. Рассказы Горького и сейчас звучат как «колокол набата, тревожат все и, сотрясая, толкают вперед», зовут к борьбе за светлые идеалы добра и справедливости, против тех, кто предпочитает личное спокойствие.




Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. Горького