Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал произведения, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара Москвы 1812 года.
Сохранились лишь первое печатное издание 1800 года и писарский список, сделанный для Екатерины Второй. Вышеизложенные факты явились причиной долгих споров о подлинности «Слова… «. В настоящий момент подлинность его доказана как историческим анализом, так и лингвистическим. Неточности переписчиков породили проблему «темных мест», которые истолковываются исследователями по-разному.
Изучению образной структуры и языка «Слова…
» посвящено огромное множество работ. Из последних и наиболее значительных — труды акад. Д.
С. Лихачева, который изучал стилистику «Слова…
» и его художественные особенности. Историческому анализу произведение подвергал акад. Б. А.
Рыбаков. Интересны изыскания в вопросе построения композиции » Слова…». Как следует из текста произведения, события в нем излагаются не в хронологическом порядке. Д.
С. Лихачев считает это мастерским стилистическим приемом автора «Слова…», а Б. А. Рыбаков в книге «Слово о полку Игореве» и его время» выдвинул оригинальную гипотезу о «перепутанных страницах», согласно которой путаница с кусками текста произошла от того, что корешок оригинала истерся, и страницы, ничем не скрепленные, перепутались. Разбив текст «Слова…» на смысловые отрезки и подсчитав в них количество слов и букв, Рыбаков пришел к выводу, что их количество вполне могло соответствовать страницам книги.
В означенном издании приводится вариант текста «Слова… «, который, по мнению Рыбакова, был изначально. Идейное содержание «Слова… » было так определено К. Марксом: «Смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов…
Вся песнь носит христиански-героический характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно».
Дайджест:
- Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»Автор «Слова.» неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара в Москве в 1812 году. Сохранилось печальное издание 1800 года. Все это создало предпосылки для сомнений в Подлинности «Слова». Сейчас, конечно, его подлинность доказана и лингвистическим анализом, и историческим. ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. ЖуковскогоВопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое отношение к смерти, переходу из одного состояния в другое. И наравне с учением о дуализме в человеческом сознании появляется понятие «душа». Но если в язычестве душа была только тем, что находится в теле, то с ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Господа Головлевы»Жанровые особенности: Каждая глава представляет собой как бы отдельный очерк жизни семейства Головлевых в тот или иной период времени. Публицистичность стиля усиливает сатиру, придает ей еще большую убедительность и достоверность. «Господа Головлевы» как реалистическое произведение: В произведении представлены типические характеры в типических обстоятельствах. Образ Иудушки выписан, с одной стороны, очень четко и наделен индивидуальными чертами, ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с места. 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия, б) Противоречия в крестьянском сознании, в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие творчества А. Т. ТвардовскогоТворчество Александра Трифоновича Твардовского — автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность. Каковы же особенности ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие лирики А. А. ФетаМир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию и, как Все дары природы, влияет даже на тех, котоРые ее не сознают…А. А. Фет Афанасий Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX столетия. Расцвет его творчества пришелся на 1860-е годы — период, когда бытовало мнение о том, что основной целью литературы ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. ГорькогоНужны подвиги! Нужны такие слова, Которые бы звучали как колокол Набата, тревожили все и, сотрясая, Толкали вперед. М. Горький Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Бедная лиза» Карамзина Н. М«Бедная Лиза» является типичным произведением русского сентиментализма. Наряду с особенностями, характерными для этого художественного течения в целом, имеет ряд существенных индивидуальных черт, основная из которых — перенос действия в реальную плоскость современной Карамзину жизни. По отношению к «Бедной Лизе» можно говорить о возникновении некоторых элементов реализма, которые впоследствии будут поддержаны и развиты другими писателями. Влияние ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Египетские ночи» Пушкина А. СПо форме данное произведение представляет собой фантастическую повесть. В ней присутствует определенный «таинственный» антураж, связанный в первую очередь со способом выстраивать сюжет. Тем не менее сюжет этот, если исходить из логики событий, не завершен. Если же исходить не из событийной логики, но из логики идеи, содержащейся в произведении, оно приобретает необходимую сбалансированность и завершенность. В ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. СПоэма «Полтава» предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента: 1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична «южным» поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая «свободы лишь для себя», не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие «Маленьких трагедий»«Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры. Все «маленькие трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже известных произведений или сюжетов. Однако здесь есть определенная мистификация. В «Скупом рыцаре» указывается, что это «Сцена из Ченстоновой трагикомедии». Но у Ченстона нет такрй пьесы. В английской литературе такого ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Пушкина А. СПринято считать, что «Дубровский» это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано, в первую очередь, с образом Троекурова. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. В образе Верейского, аристократа-англомана, обличается деспотизм в его «цивилизованной», «европейской» форме. Реализм ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие комедии «Горе от ума» Грибоедова А. СИ. А. Гончаров «Мильон терзаний» О комедии в целом «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот… шутку и злость русского ума и языка. «Горе ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина А. СОбщие замечания «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В романе прослеживается принцип историзма: отражение эпохи в ее тенденциях и закономерностях, а также изображаются типические характеры в типических обстоятельствах. Роман имеет целый ряд самобытных черт, и в первую очередь самобытное жанровое самоопределение — «роман в стихах». Задумывался «Евгений Онегин» как сатира на романтические ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие комедии «Недоросль» Фонвизина Д. ИП. А. Вяземский, Из книги «Фонвизин» В комедии «Недоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными… В «Недоросле» он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады: если же и смешит зрителей картиною ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А. С«Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры. Все «маленькие трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже известных произведений или сюжетов. Однако, здесь есть определенная мистификация. В «Скупом рыцаре» указывается, что это «Сцена из Ченстоновой трагикомедии». Ho у Ченстона нет такой пьесы. В английской литературе такого ... Читать далее...
- ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»«Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского. В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа — молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для «низших» людей. Чтобы как-то исправить свое материальное положение, Раскольников убивает ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Борис Годунов» Пушкина А. СТрагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Отданная Николаем I на отзыв Ф. Булгарину, трагедия удостоилась весьма нелестной рецензии, так как «монахи представлены в развратном виде», «царская власть представлена в ужасном виде». В печати «Борис Годунов» появился только через пять лет, а поставлен на сцене лишь в 1870 году. Основной пафос трагедии Основной пафос ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. СПафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями, то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а Алеко с центральным персонажем «Паломничества Чайльд Гарольда»). Алеко удаляется от ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» Пушкина А. СОбщая идейная направленность «Медного всадника» во многом имеет свое начало еще в «Полтаве» и продолжается в «Борисе Годунове». Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу». Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Пиковая дама» Пушкина А. СПо своей идейно-художественной направленности «Пиковая дама» находится вполне в русле пушкинских идей, касающихся существования нравственного закона и наказания за его нарушение. Германн — герой-индивидуалист, который жаждет личного обогащения. Несмотря на то, что умом он понимает ненадежность карточной игры и зыбкость надежд, основанных на случайном выпадении карт, Германн внутренне стремится к быстрому и легкому обогащению. He ... Читать далее...
- Идейно — художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго»Средневековье в романе — кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки — Робин Гуд. Но на мастерски воссозданном истор. фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои — Айвенго, Ровена. Много Деталей, подробности — истор. ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие Художественные особенности по роману Поднятая целинаВ романе «Поднятая целина» рассказывается о формировании колхозного строя на селе. Написание первой книги Шолохов закончил в 1932 году, а второй — в 1959 году. В этой книге повествуется о донском казачестве. Автора интересуют настоящие судьбы простых людей в революции. В романе описывается процесс коллективизации — это очень важный этап в истории нашей страны. Донское ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Пушкина А. СНаписанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в «Истории пугачевского бунта», написанной Пушкиным в виде хроники. В художественной форме тема воплотилась в «Капитанской дочке». По жанру «Капитанская дочка» историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты ... Читать далее...
- Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. ЛермонтоваРеалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной ... Читать далее...
- Идейно художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»1. Горький — художник-мыслитель. 2. Композиционные особенности рассказа. 3. Главная идея легенды о Ларре, ее нравственно-философская основа. 4. Героический поступок Данко. 5. Старуха Изергиль и ее жизненная позиция. 6. Картины природы в рассказе. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина А. СРомантическим героем, а точнее, антигероем, в поэме является Гирей. Индивидуализм его подчеркивается Пушкиным с самого начала. Считаясь только со своей волей и желаниями, Гирей попирает права, чувства и достоинства других людей. Трагический финал для подобного героя закономерен — он сам его предрекает. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — скажет Пушкин в «Моцарте и ... Читать далее...
- Пример сочинения: Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. ТютчеваПоэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». Важнейшая Пример сочинения для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа Герцена «Кто виноват?», проблематика повестей «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка»Писатель работал над романом «Кто виноват» шесть лет. Первая часть произведения появилась в «Отечественных записках» в 1845-1846 годах, а обе части романа вышли отдельным изданием как приложение к «Современнику» в 1847 году. В своем романе Герцен затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М. ЮПо жанру «Песня…» — историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка. Существуют две точки зрения на конфликт в «Песне…»: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и самодержавной властью в лице Ивана Грозного и Кирибеевича. а) Иван Грозный ... Читать далее...
Идейно-художественное своеобразие «Слова…»