Идейно-художественное своеобразие творчества А. Т. Твардовского
Творчество Александра Трифоновича Твардовского — автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность. Каковы же особенности творческого мировоззрения Твардовского? В каком
В чем заключается идейно-художественное своеобразие произведений этого поэта?
Поэма «Страна Муравия» была напечатана в 1936 году и принесла ему широкую литературную известность. В это время в стране решалась серьезная социально-политическая проблема деревенского уклада, крестьянской судьбы. Опираясь на некрасовские традиции в изображении крестьянского мировоззрения, Твардовский создает развернутое поэтическое произведение о победе колхозного строя.
Сюжет поэмы достаточно прост. Главный герой — крестьянин Никита Моргунок, который не решается вступить в колхоз,
Его воображение любовно рисует идеальные картины богатства и изобилия, простоты и независимости, царящих в этой маленькой чудесной стране: Земля в длину и в ширину Кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та-твоя… … И все твое перед тобой, Ходи себе, поплевывай. Колодец твой, и ельник твой, И шишки все еловые.
Далее мы наблюдаем, как реальная действительность постепенно разрушает иллюзии героя относительно возможности и правильности единоличного ведения крестьянского хозяйства и убеждает в том, что настоящее счастье возможно только в колхозе, в коллективном труде на общей земле. Сначала Моргунок оказывается на веселой кулацкой свадьбе и понимает, что его не устраивает такой уклад. Далее герой встречает на своем пути хитрого священника, наживает себе врага в лице кулака Ильи Бугрова. Однако наиболее сильное впечатление на Моргун-ка, окончательно изменившее его мировоззрение, производит деревня единоличников Острова, в которой живут крестьяне, не желающие идти в колхоз и из-за этого оказавшиеся в нищете: Кругом шумят моря хлебов, Поля большой страны. Худые крыши Островов За ними чуть видны.
Новая позиция героя, осознавшего преимущества колхозной жизни, окончательно закрепляется после посещения им колхоза, в котором он видит слаженную работу крестьян. Подобно некрасовскому герою, ищущему счастливых крестьян, герой Твардовского находит их на колхозных полях. Моргунок приходит к выводу о том, что и он «не лодырь, не злодей», «не хуже всех людей» и потому достоин лучшей жизни. Это подтверждает и беседа с председателем колхоза Фроловым, который рассказывает Моргунку о борьбе за колхозы в деревне, о постепенном и трудном переходе к новому способу хозяйствования: Ты говоришь, на сколько лет Такая жизнь пойдет? Так вот даю тебе ответ Открытый и сердечный: Сначала только на пять лет. — А там? — А там на десять лет. — А там? — А там на двадцать лет. — А там? — А там — навечно…
Значительной творческой заслугой поэта является достоверность художественного раскрытия поставленной проблемы: показ всей полноты и противоречивости сомнений, мучительных колебаний Моргунка, правдивое и не приукрашенное изображение ожесточенной борьбы за колхозы В этом отношении поэма А. Твардовского перекликается с романом М. Шолохова «Поднятая целина».
Поэма «За далью — даль», удостоенная Ленинской премии в 1961 году, считается одним из самых сложных и необычных произведений поэма А. Твардовского. В ней нет сквозного героя, целостного сюжета: отдельные главы объединены только временем и местом действия, а содержание представляет собой картину авторских переживаний, впечатлений, размышлений. Поэт совершает двойное путешествие по маршруту Москва — Тихий океан через несколько десятилетий. Сам Твардовский условно определял жанр «За далью — даль» как дорожный дневник. Именно в этом произведении максимально четко отразились наиболее характерные особенности творческой концепции Твардовского — предельная близость читателю, восприимчивость ко всему новому, отзывчивость на важнейшие проблемы современности. Отсюда главная идейная задача поэта — раскрыть существенные черты современной жизни, показать их в широкой исторической перспективе, определить место поэта в общей жизни народа.
А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместилось в эти десять суток, Что обратились в десять лет! Используя приемы гиперболизации и контраста, автор-повествователь отмечает все новые изменения в социальной и культурной жизни и внешнем облике страны. Так, «сиротский звон» наковальни в «нищем соломенном краю» сменяется величественной картиной современного Урала, снабжающего всю страну железом и техникой : Урал! Опорный край державы. Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец. В прошлом «край глухой» Сибирь становится «заводом и житницей державы», ее «рудником и арсеналом» , Путешествуя вместе с автором, мы наблюдаем строительство мощной гидроэлектростанции. Близость автора читателю проявляется в особой форме поэтического повествования, которую можно определить как задушевный разговор друзей. Однако читатель для Твардовского это не только близкий по духу человек, «лучший друг надежный», но и «наставник строгий», и «высший судья». Чувство повышенной ответственности за свое творчество, глубокая восприимчивость к критике — отличительные черты художественного мышления поэта. Особую роль в поэме играет глава » Гак это было», в которой поэт совершает краткий экскурс в недавнее прошлое, правдиво и достаточно смело для своего времени описывая период культа личности Сталина: …
Когда кремлевскими стенами Живой от жизни огражден, Как грозный дух он был над нами, — Иных не знали мы имен. С горечью и болью пишет Твардовский о злоупотреблениях властью, репрессиях, истреблении целых народов. При этом критике поэта подвергается только личность Сталина.
Образ же Ленина остается неприкосновенным, поскольку, по мнению автора, «великий Ленин не был богом и не учил творить богов». Ведущий лейтмотив всей поэмы «За далью — даль» — горячее признание поэта в любви и верности своей Родине, гордость за ее достижения и преобразования, причастность ее «гордой силе»:
Мне дорог мир большой и трудный, Я в нем — моей Отчизны сын. Я полок с ней мечтою чудной — Дойти до избранных вершин. Учитывая значительные изменения российского общественного сознания в постсоветское время, переосмысление многих социальных и духовных идеалов, долгий и печальный опыт колхозного хозяйствования в нашей стране, оценка обоих поэм Твардовского современным читателем может быть неоднозначной и противоречивой Отмечая несомненное художественное достоинство этих произведений — совершенство поэтического языка, богатство сказовых интонаций, достоверность изображения картин народной жизни, можно говорить о спорности и преходящем характере идейного содержания поэмы.
Однако можно утверждать, что в поэмах «Страна Муравия» и «За далью — даль» наиболее полно отразились основные особенности идейно-художественного мировоззрения Твардовского: тесная связь с современностью, умение уловить и поэтически выразить настроения эпохи, доступно донести высокие идеи до самого широкого круга читателей, близость лучшим традициям русской литературной классики.
Идейно-художественное своеобразие творчества А. Т. Твардовского