Изображение любовных взаимоотношений в эссе Дж. Джойса «Джаконо Джойс»

«Разве можно понять что-нибудь в любви…». Булат Окуджава.

Джеймс Джойс был одним из основателей европейского модернизма. Его произведения отмечены смелым экспериментом с языком и стилем, средствами изображения внутреннего мира человека. Ярким примером воплощения модернистской поэтики писателя стало его психологическое эссе «Джако» Джойс.

С чего начинается любовь? С трепещущего взгляда фиолетовых зрачков, что жалит жгучей иглой? Со стука высоких каблуков на гулких ступеньках, который долго-долго отзывается в сердце? Или

с приветливого румянца, который зажигается на бледных щеках, пока ты говоришь какие-то суетливые слова об обыденных вещах?

И что делать с темной волной ощущений, которая окутывает тебя снова и снова, и снова? А любимая девушка гораздо моложе тебя, она — твоя ученица, а у тебя к тому же есть жена. Эти неотвратимые вопросы встают перед лирическим героем эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», которое написано в виде набора фрагментов.

Произведение представляет собой своеобразную художественно-дневниковую летопись истории любви, поток переживаний, ассоциаций, воспоминаний героя.

Кто она, его любимая? Молодая

благородная личность, «взлелеянная отбором родовых браков и вызревшая в теплице замкнутости его расы». Наполовину взрослая, на половину ребенок, девушка, которая еще не превратилась в женщину, и женщина, которая еще не потеряла детскости. Она ассоциируется в сознании влюбленного то с трогательным жеребенком, который следует за матерью-кобылой «с неуклюжей грациозностью», с «холеной в неволе птицей», то с «чернявым цыпленком», то с бесстыдной одалиской и гадюкой. Реальной основой содержания произведения была пережитая писателем влюбленность в Амалию Пред, частным учителем которой он был.

Фрагменты, составляющие эссе, фиксируют отдельные мгновения любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воспроизводят разные ракурсы образа возлюбленной. В своей совокупности они передают нервный ритм любви от его первых шагов к чувствам.

Музыкой в душе звучит любимое имя. Нестерпимая боль поселяется в сердце при мысли, что жизнь любимой в опасности. Счастливый смех, счастливое щебетание птенца, который спасся после бури.

Перетекание души в душу, опустошение и снова наполнение другой душой… Звездное небо, тьма Космоса. Куда улетела любовь? Пустота.

Все имеет свое начало и свой конец. Любовь приносит не только радость, но и муку. Да не может человек жить без любви.




Изображение любовных взаимоотношений в эссе Дж. Джойса «Джаконо Джойс»