Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы

В Программе по музыке для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевский на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера. Так, в IV-ой четверти 4 класса в качестве музыки для слушания предлагается «Хабанера» из «Испанской рапсодии» М. Равеля. Д. Б. Кабалевский делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной.

Это вполне закономерно, поскольку импрессионистам свойственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам.

Многие произведения

К. Дебюсси и М. Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В «Хабанере» автор Программы советует педагогу обратить внимание ребят на необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный, боевой, призывный инструмент и открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музыкального инструмента способствует возрастанию интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он исполняет.

В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных инструментов оркестра нередко «выпадает» из поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов

— чрезвычайно благодатный материал для восполнения подобных потерь.

Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов К. Дебюсси «Празднества» . По мысли Д. Б. Кабалевского, музыка «Празднеств» должна «вызывать яркие зрительные образы картины народного гуляния» . Но в данном случае авторская программа К. Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке своей педагогической задачи Д. Б. Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию содержания в музыке, а на оборот — усложняет ее. По словам композитора, «Праздненства» запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде «ослепительных и химерических видении» . Нам думается судить о таких образах школьникам чрезвычайно трудно. Это касается и возникновения у них зрительных ассоциации ночного народного праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны.

На наш взгляд неподготовленным слушателям, какими являются ученики.. класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.

Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение такого сложного произведения как «Болеро» М. Равеля. Оно фигурирует в качестве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе. Д. Б. Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как единый, развивающийся образ танца. По нашему мнению, такая задача может быть успешно решена при следующих условиях: во-первых, при наличии положительного опыта предыдущего общения учеников с крупными, масштабными произведениями во-вторых, при умении учащихся не только различать тембры музыкальных инструментов, но и слышать тембровое развитие симфонической партитуры, наконец, важна способность педагога увлечь детей, повести их за собой.

В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который приобретают учащиеся, обратившись к музыке К. Дебюсси и М. Равеля, очень мал для достижения поставленной цели. И сам Д. Б. Кабалевскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произведении.




Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы