Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?

Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?

В начале своего рассуждения вспомните, что плач — один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространен в традици­онной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный «Плач Иеремии». Хорошо знаком читателям плач Ярославны из «Слова о полку Игореве».

Жанр плача присутствует в «Житие Стефана Пермского» Е. Премудрого.

Разновидностью

жанра плача являются причитания, темами которых становятся горестная судьба, разлука с ближними, военные поражения. В причитаниях лири­ческое начало соединяется с эпическим рассказом о событиях.

Отметьте, что переосмысление традиционного фольклорного жанра мы можем наблюдать в многочисленных литературных произведениях. Трагический XX век побудил многих лириков обратиться к древнейшему виду выражения скорби.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, проследите эволюцию жанра плача в поэзии А. А. Ахматовой. Уже в ран­ней ее лирике звучат поминальные песни. В 1920-х гг.

Ахматова

отслужит тайную тризну по Н. Гумилеву. Интонации жалобных песен прозвучат во многих ее произведениях: «И вот одна осталась я…», «А вы, мои друзья последнего призыва…».

Укажите, что идея поминовения в «Реквиеме» и сам по себе музыкаль­ный жанр католического заупокойного богослужения соединился с тра­дицией поминально-обрядового жанра. В ахматовской поэме прозвучали разные виды плача: плач-оповещение, плач при выносе гроба, при его опускании, поминальный плач. И даже колыбельная в «Реквиеме» близка плачу.

Прокомментируйте, как тема плача представлена у М. И. Цветаевой в цикле «Поэт». Известны плачи А. М. Ремизова как отражение трагизма Гражданской войны. Н. А.

Клюев пишет поминальный «Плач о Есенине».

Приведите примеры из лирики военного лихолетья, в которой звучат многочисленные формы плача. А. А. Вознесенский создает «Плач по двум нерожденным поэмам», а в «Бобровом плаче» поднимает острую эколо­гическую проблему. Также древний жанр найдет свое отражение в бардов­ской поэзии 1960-70-х гг.

Вспомним «На реках Вавилонских…» из цикла «Русские плачи» А. А. Галича:

Что ни год — лихолетье,

Что ни враль — то Мессия!

Плачет тысячелетье По России Россия!

Используйте в рассуждении такие теоретико-литературные понятия, как традиции и новаторство, фольклор, жанр, лирика, лирическая инто­нация, бардовская поэзия.

Завершая развернутый ответ на вопрос, отметьте значение традиций и новаторства в области литературных жанров.




Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?