Каковы особенности развития сюжетных линий поэмы «Василий Теркин»?

Каковы особенности развития сюжетных линий поэмы «Василий Теркин»?

Единой сюжетной линии в произведении нет. Объясняется это в первую очередь условиями, в которых создавалась книга, а также ее адресатом. Твардовский стремился к законченности каждой гла­вы, чтобы она была интересна даже читателю, не знакомому с пред­шествующими главами.

К тому же читатель мог не дождаться выхода следующей главы, просто не дожить…

В поэме нет единого сюжета, зато есть сюжеты в отдельных главах. Кроме того, между глава­ми намечаются некоторые

сюжетные связи: встреча с танкистами, которые, как выяснилось, когда-то отвезли раненого Теркина в сан­бат; история с шапкой девушки-санитарки. Эти сюжетные эпизоды способствуют сцеплению глав «Теркин ранен», «Гармонь», «О по­тере». Другая сюжетная линия, связанная с образом генерала, про­слеживается в главах «Кто стрелял?», «Генерал», «Теркин пишет». Несколько особняком стоят главы «Два солдата» и «Дед и баба».

Вполне возможно, что Теркину довелось освобождать деревню, че­рез которую он когда-то проходил, «отступая на восток». Однако если вспомнить о популярности Теркина

в то время, то вполне возможно, что Теркиным мог в шутку назвать себя любой сол­дат со сходным характером.

Однако отсутствие сквозного сюжета вовсе не означает, что в книге нет никакой логики построения, нет единства. Именно вну­треннее единство произведения заставило исследователей искать различные «заменители сюжета». Их обнаруживали в развитии ха­рактера Теркина, в хронике войны, ее перипетий ; в нарастании «мысли и чувств народных», при этом образ главного героя становился сложнее.

Поэма состоит не только из героических и трагических эпи­зодов, что естественно для военной темы, немалое место в ней занимают комическое и идиллическое. Трагизмом пронизаны в основном первые главы поэмы: «Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен» и др. Безвыходность ощущается во всех главах: солдаты вынуждены отступить, оставить деревню немцам, а ведь в ней живет семья командира.

Выполняя задание, Теркин едва остался жив, причем вполне мог быть убит нашим же снарядом…

В основной — военный — сюжет поэмы вплетены мотивы мирной жизни, выдержанные в иной эмоциональной тональности. Мечты Теркина о мирной жизни в деревне составляют идилли­ческую струю. Это неудивительно: война ворвалась в жизнь ге­роя, перевернула ее, заставила его жить в немыслимых условиях. Поэтому мирная жизнь кажется герою почти что раем:

Вот пришел я с полустанка В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят.

Только б слушали девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

Противостоять кошмару войны, страху смерти помогают не только мечты о мирной жизни, но и юмор, не покидающий ге­роя даже в самых трудных ситуациях. Например, бомбежку, от ко­торой нет спасенья, он в шутку называет «сабантуем» и вдобавок классифицирует. В главе «Теркин ранен» описано ожидание смер­ти от неразорвавшегося в итоге снаряда, и тут же Теркин устраива­ет, можно сказать, спектакль. Сбив самолет, Теркин не загордился, а позавидовавшему товарищу ответил шуткой, тут же облетевшей батальон:

Не горюй, у немца этот —

Не последний самолет…

Мечты героя о мирной жизни также оттеняются легкой автор­ской иронией:

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет.

Читатели живо откликались на выход новых глав поэмы, в их письмах, по словам Твардовского, выражалась заинтересованность в работе поэта, они считали «Теркина» «нашим общим делом». Читатели спрашивали, не нужен ли Твардовскому жизненный мате­риал или ставшие уже полуфольклорными рассказы о Васе Теркине для создания новых глав. А иногда прямо просили поэта отразить те или иные события. После выхода главы «Теркин ранен» посыпались письма с вопросами, почему Теркин попал в госпиталь, что с ним случилось. Читатели с нетерпеньем ждали Теркина вновь на пере­довой.

В 1943 г. Твардовский хотел завершить поэму, поскольку ее продолжение уже не соответствовало первоначальному замыслу, однако по письмам читателей он понял, «что этого делать нельзя». Читателям нужен был герой, как бы воюющий вместе с ними.




Каковы особенности развития сюжетных линий поэмы «Василий Теркин»?