Когда ужасное прельщает
Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. А. Блок Творчество — одна из сторон нашей жизни, в которой ужасное может прельщать своей роковой красотой либо откровением. В русской поэзии этим художественным приемом в совершенстве владели Лермонтов, Блок, в прозе — Гоголь, среди художников в этом плане, я считаю, заметен Константин Васильев. В основе прельщения ужасным, по-моему, лежит какая-то катастрофа, катаклизм и т. п. Во всех словарях мира слово «катастрофа» толкуется
Этот мой небольшой экскурс по словарям показывает, что катастрофа может быть и без ужаса и гибели. Бывает так называемый холокает — катастрофа в прямом узком смысле: массовая гибель людей, авария на АС и т. д. Фильм «Холокаст» об истреблении нацистами евреев подсказал название этого типа событий. Холокаст — это события, включающие в себя ужасы от гибели Помпеи до современных войн. Все эти катастрофы, оформленные в художественный или исследовательский материал, прельщают наше внимание.
Я знаю людей,
Но прошло немного времени, и процесс прельщения начался и в отношении этой ужасной катастрофы века. Пока это проявляется в стремлении некоторых журналистов и писателей показать свое неравнодушие к мировым проблемам, в обличении виновных, но, видимо, скоро появятся или, может быть, уже появились художественные произведения на эту тему. Но вернусь к литературе. И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек; В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож, И горе для тебя — твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон.
Изображая ужас катастрофы, поэт не избежал моментов красивости — «И зарево окрасит волны рек», «В тот день явится мощный человек». По-моему, самого поэта прельщают образы сверхкрасоты и сверхчеловека, хотя ясно, что они значат для человечества. Александр Блок открыл, по-моему, новый тип катастрофической красоты. Это — красота красивого, хотя и ужасного пророчества, красота катастрофы, как бы открывающей дверь в другой мир. Например, цикл «Арфы и скрипки»: Он занесен — сей жезл железный Над нашей головой.
И мы Летим, летим над грозной бездной Среди сгущающейся тьмы. Но чем полет неукротимей, Чем ближе веянье конца, Тем лучезарнее, тем зримей Сияние Ее лица. Но все равно я считаю, что для нравственного восприятия жизни и окружающего мира прельщение ужасным ничего не дает. Только лишь будит в человеке острые ощущения. Пожалуй, такое «прельщение» наносит также известный моральный вред.
Сейчас средства массовой информации преуспевают в «ужасном». Окруженный такой информацией, человек может в конце концов принять все это за норму жизни. Я бы такой нормы не желал никому.
Когда ужасное прельщает