Краткое содержание — Плаха — Айтматов

Ч. Айтматов — роман «Плаха». В романе связаны вое­дино три сюжетные линии — линия Авдия Каллистратова, линия волков Акбары и Ташчайнара, линия чабана Бостона. Произведение начинается описанием волчьей семьи, мирно живущей в Моюнкумской саванне. У них появляются пер­вые волчата.

Но это благополучие заканчивается, когда в жизнь саванны вторгается человек. Исконной добычей вол­ков всегда были сайгаки, теперь же люди уничтожают сайга­ков, чтобы выполнить план по мясопоставкам. В ходе этой операции погибают волчата Акбары и Ташчайнара.

Потом

у них снова появляются волчата, но люди начинают строить дорогу к горнорудной разработке, поджигают камыши — де­теныши погибают. И в третий раз волкам не удается сохра­нить свое потомство. В финале мы видим поистине трагичес­кую историю. Коварный, жестокий, безнравственный чело­век Базарбай, случайно наткнувшись на волчье логово, кра­дет всех волчат Акбары и Ташчайнара лишь для того, чтобы потом выгодно продать их. По дороге он заходит в гости к чабану Бостону, а затем уезжает со своей добычей.

И волки начинают кружить вокруг жилища Бостона. Желая отомстить человеку, Акбара забирает его детеныша.

Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибают волки, ма­ленький ребенок, сын Бостона, а также Базарбай, по­хитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против унич­тожающего ее человека.

Другая сюжетная линия романа — линия Авдия Каллист­ратова, «еретика-новомысленника», изгнанного из духовной семинарии за свои идеи. Этот герой пытается спасти мир от жестокости, насилия, зла. Он встает на путь борьбы с нарко­манами, пытаясь их наставить на истинный путь, хочет по­мочь им раскаяться, понять свои собственные заблуждения. Для этого он вместе с «гонцами» отправляется в азиатские степи за анашой, потом ему приходится участвовать в истреблении сайгаков.

Однако путь этот оборачивается гибелью Авдия — сначала его жестоко избивают, сбрасывают с поезда, а потом и вовсе решают от него избавиться — распинают на корявом саксауле. Но смерть героя у Айтматова — это самопожертво­вание, последние слова Авдия о «спасении душ людских». И этот образ, конечно, у Айтматова глубоко трагический, по­тому что он несет в своей душе ответственность за все челове­ческое зло, пытается отыскать истину.

А значит, обречен на гибель.

Образ Авдия в повести напоминает нам образ Христа, рас­пятого за любовь, веру, добро. Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе всех нравственных, общественных, социальных катаклизмов лежит греховность человека. Именно об этом у Айтматова идет речь во вставной легенде, передающей историю Христа и Понтия Пилата, про­куратора Иудеи. «Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности лю­дей придет.

От той враждебности и тех побед, которые ты про­славляешь в увлеченности государственной…», — говорит Христос прокуратору перед смертной казнью.

Авторская позиция в романе выражена очень отчетливо, мы остро ощущаем чувство тревоги писателя за погибаюшую природу, погибающее поколение, за мир, утопающий в поро­ках. Ч. Айтматов говорит о том, что общество, в основе жизни которого греховность, достижение материальных благ, обес­ценивание понятий «добра» и «зла» — такое общество обрече­но на гибель.




Краткое содержание — Плаха — Айтматов