Лермонтов о природе

Лермонтову как поэту-романтику чрезвычайно близка мысль о противоречии природы и общества. Естественная не­испорченность человека связывается с природой, ложь, фальшь, непонимание — с обществом. Поэт, в чьем творчест­ве очень сильна тема гордого одиночества среди толпы, ищет тишины и покоя в природе.

Эта тема является ведущей в таких стихотворениях Лермонтова, как «Три пальмы», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Пророк» и других.

Как поэт-романтик, Лермонтов зачастую очеловечивал при­роду, а вернее, находил глубокие

параллели между жизнью природы и жизнью человека. Это позволяет Лермонтову соз­дать впечатляющие образы, перенося в царство природы чисто человеческие чувства разлуки, тоски, страдания в таких стихо­творениях, как «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Очень задушевный образ единства человека и природы создан Лермонтовым в стихотворении «Из Гете».

Пейзажная лирика Лермонтова зачастую исполнена глубокого психологизма.

Единение между человеком и природой — возвышенный романтический идеал Лермонтова. Очень ярко проявился он, например, в поэме «Мцыри», где главный герой,

попав на во­лю из монастыря, чувствует свое родство с природой в любых ее проявлениях: «Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад», — говорит Мцыри. И даже такой герой, как Печорин, не остается равнодушным перед картинами природы — созерцая их, он отдыхает от своих тя­желых мыслей, от интриг в обществе, от необходимости но­сить маску, словом, от фальши и неестественности. Не слу­чайно «Княжна Мери» открывается светлым и радостным пейзажем Кавказа, а впоследствии Печорин запишет в своем журнале: «Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благо­вонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тре­вогу ума.

Нет женского взора, которого бы я не забыл при ви­де кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голу­бого неба, или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес».

Лермонтов много жил на Кавказе, поэтому в его стихотво­рениях, поэмах и в «Герое нашего времени» много южных пейзажей, но, подхватывая пушкинскую традицию, Лермонтов создал и запоминающиеся образы пейзажа среднерусского, причем настолько типичного, что отдельные пейзажные обра­зы, например из стихотворения «Родина», стали хрестоматий­ными: «чета белеющих берез», «дрожащие огни печальных деревень» и проч. Именно с этими приметами природы соеди­няется в стихотворении Лермонтова чувство родины, в противовес казенно-официальному патриотизму.




Лермонтов о природе