Лирика трубадуров средневекового Прованса

В средние века на юге Франции, на побережье Средиземного моря возникло богатейшее государство — Прованс. В девятом веке юг Франции стал политически независимым государством. Через какое-то время и язык жителей Прованса стал отличаться от языка французского.

На этом прованском языке и возникла великолепная лирика трубадуров.

При дворах влиятельных персон Прованса, с его благодатным климатом, оживленной торговлей и процветающим искусством, собиралась многочисленная толпа великолепных поэтов.

Их назвали трубадурами. И рыцари,

и выходцы из низов могли взять в руки лютню и посвятить свою жизнь воспеванию прекрасной дамы. Преобладающей темой поэзии трубадуров была любовь. Трубадуры создавали особую атмосферу на праздниках и торжествах. Под звуки лютни или арфы слушателям открывался изысканный мир идеальных взаимоотношений или утонченная игра насмешек и иронии. Героический эпос Средневековья с его самоотверженным служением родине, забвением личных интересов уступил место чисто светским, земным гимнам любви и радости жизни.

Каждый трубадур изощрялся в искусстве стихосложения. То это была меланхолическая серена, вечерняя песня с обращением

к возлюбленной, то идиллическая пастораль, то альба, утренняя песня о расставании возлюбленных. Иногда из-под пера рыцаря-трубадура выходила грозная сирвента — нечто вроде политической публицистики. Наиболее известен из авторов сирвент трубадур Бертран де Борн, суровый воин.

Писали трубадуры и тенсоны. Стихотворение предполагало спор двух лиц о каком-нибудь вопросе любви. Обязательна была особая рифмовка, каждому предоставлялась одна строфа, рифмы строф должны были быть одинаковыми.

Мастерство провансальской лирики и сложно, и тонко. Разнообразны изысканные, виртуозные ее формы. В дошедших до нас образцах поэзии трубадуров насчитывается до тысячи различных стихотворных размеров.

Всевозможные акростихи, разное построение строф, система внешних и внутренних рифм — все это составляло предмет особых забот трубадуров. Поэты считали необходимым для каждого своего стихотворения создавать новую, еще никем не примененную метрическую систему. Трубадур сочинял к стихам также и мелодию, причем новую для каждого поэтического сочинения. Один из известнейших поэтов Прованса Бертран де Вентадорн писал:

«Коль не от сердца песнь идет,

Она не стоит ни гроша,

А сердце песни не споет,

Любви не зная совершенной».

Однако в 1207 году Папа объявил крестовый поход против «альбигойской ереси», царившей на юге Франции и угрожавшей католической церкви. Двадцать лет длилась война, разорившая богатый и цветущий край. В Провансе была учреждена инквизиция. Она истребила дух свободной мысли, замолкли жизнерадостные песни, трубадуры или погибли, или разбрелись по свету, перебравшись в Италию, Англию, Сицилию. Так закончился век провансальской лирики.

Стихи о Прекрасной Даме уступили место слезоточивому рыцарскому роману, на несколько веков покорившему сердца и умы Европы.




Лирика трубадуров средневекового Прованса