Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гуманиста. Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного
Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать?
Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники свидригайловы и лужины.
Большая же часть народа опускается до уровня нищеты.
Убийство старухи-процентщицы — это вызов Раскольникова
Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия.
Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право «сильной личности» «на кровь по совести». Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его.
Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием.
Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. «Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!..» — прошептал он в отчаянии.
Главный герой «Преступления и наказания» уже понимает, что он — отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, — стыдное, неэстетичное. Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» — там его совершает Став-рогин, персонаж, родственный Свидригайлову в «Преступлении и наказании». Раскольников же пытается определить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто, — старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело!
Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Прин-цип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить.
Да и того не сумел, оказывается».
В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский показывает два пути, которые ожидают Раскольникова. Свидригайлов полностью отвергает морально-этические нормы, это болезнь, от которой умный, но циничный Свидригайлов страдает. Для Раскольникова же путь самоубийства неприемлем.
Воскрешение Раскольникова происходит именем Христа, благодаря тому человеческому, что он сохранил и что он сделал в прошлом: содержал больного студента, спас из огня детей, помогает Мармеладовым.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»