Методические рекомендации по выполнению задания 15.3 ОГЭ
Задание
15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 два. примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст изложения
Без доброты — подлинной теплоты сердца — невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются
Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие Человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека.
Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
По В. А. Сухомлинскому.
Текст КИМ
— 1. Бабуля, это к тебе, — сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьезного мальчика. Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
— 3. Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, — сказала она.
— 4. Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. 5. А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». 6. И еще она сказала, что вы ослепли от горя.
7. Мальчик выпалил все одним духом и замолчал.
8. Анна Федотовна уточнила:
— 9. Сын успел написать всего одно письмо. 10. А второе написал после его смерти его товарищ.
11. Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла ее.
12. Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
— 13. Это же все ненастоящее!
— 14. Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, — пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. — 15. Откройте верхний ящик комода. 16.
Достаньте деревянную шкатулку и передайте ее мне.
17. Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла ее, бережно достала бесценные листочки. 18. Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
— 19. Вы должны передать эти документы нам. 20.
Пожалуйста.
— 21. Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? — почти весело удивилась она.
— 22. Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
— 23. Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
— 24. А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребенка. — 25. Музей не возьмет копии.
— 26. Не возьмет, и вы не берите. — 27. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для нее претензии. — 28.
И пожалуйста, верните мне все документы.
29. Они молча отдали ей письма и похоронку. 30. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
— 31. Мальчик, поставь шкатулку на место. 32.
И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
33. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил ее, удивил и обидел.
— 34. Трус несчастный, — вдруг отчетливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. — 35. Только пикни у нас.
— 36. Все равно нельзя, — горячо и непонятно зашептал мальчик.
— 37. Молчи лучше! — оборвала его девочка. — 38. А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
39. Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. 40. Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
— 41. Ступайте, дети. 42.
Я очень устала.
43. Делегация молча удалилась.
44. Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…
45. Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
— 46. Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. 47.
Таня! 48. Загляни в шкатулку!
— 49. Нету, — тихо сказала Таня. — 50. И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
51. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но душа ее молчала, и голос сына более не звучал в ней. 52. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.
53. Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа.
По Б. Васильеву.
Сочинение
Человечность — это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны.
Бесчеловечный поступок ребят привел к тому, что душа ее «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность — одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. 125 слов.
Материал по теме
Человечность — гуманность, человеческое отношение к окружающим. Толковый словарь русского языка Ушакова
Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. Философский словарь
Словарь русских синонимов
Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность — это требуемое поведение в социуме.
Проявления человечности в повседневной жизни
- Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность — одно из них. Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
- Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность. Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, — это врачи, педагоги и спасатели. Семейные отношения.
- Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами — одно из проявлений человечности.
Крылатые выражения о человечности
— Истинная человечность — это благородное отношение к любой жизни.
— Георгий Александров —
— Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта.
— Конфуций —
— Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.
— Василий Сухомлинский —
— Любовь, надежда, страх и вера, вместе взятые, составляют человечность. Это знаки, приметы и свойства человечности.
— Роберт Браунинг —
— Человечность — это осмысленное чувство, только воспитание его развивает и укрепляет.
— Клод Адриан Гельвеций —
— Люди, будьте человечны!
- Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
— Жан-Жак Руссо
Методические рекомендации по выполнению задания 15.3 ОГЭ