Михаил Михайлович Пришвин и его рассказы о природе

Михаил Михайлович Пришвин старше Ремизова: он родился в 1873 г. Но лучшие его вещи написаны под несомненным влиянием более молодого писателя. В литературе Пришвин начал с этнографии. Первые его две книги В краю непуганных птиц и За волшебным колобком — отчеты о его путешествиях по северной России, содержащие ценный материал для изучения очень своеобразной крестьянской цивилизации в краю между Онежским озером и Белым морем, а также быта и нравов моряков-североморцев.

Изучение этого быта показало Пришвину ценность и оригинальность необразованного

русского человека и «нелатинизированного» русского языка.

Даже познакомившись с Ремизовым, Пришвин не отдался целиком литературе, и большая часть написанного им оставалась «гражданской» и «общественно-полезной» описательной журналистикой. Только качество его русского языка ставит эти вещи выше общего уровня подобных писаний. Но перед войной Пришвин написал несколько рассказов, доставивших ему почетное место среди писателей-художников. Эти рассказы о провинциальной жизни, свободные от социальных забот и пропитанные крепкими, кисловатыми запахами лесной почвы его родной Смоленской

губернии.

Большей частью это рассказы об охоте и о жизни животных, жизни, общей с природой. Один из этих рассказов — Крутоярский зверь — бесспорный шедевр, лучший рассказ о животных на русском языке. За один этот рассказ Пришвин должен быть признан классиком. Это рассказ о помещике-охотнике Павлике Верхне-Бродском и его сеттере Лэди.

Ремизовский провинциальный фон только рамка для стихийной силы природы — борьбы за самку, — которая и является основной темой рассказа.

После революции Пришвин опубликовал одну книгу — Курымушка, по всей видимости, автобиографию. Это очень хорошая книга, полная восхитительных эпизодов с подлинной атмосферой детства. Сюжет первой части очень похож на Котика Летаева — постепенное формирование детского мира как процесс объяснения слов, — но до чего же манера Пришвина отличается от манеры Андрея Белого!

Особенно замечательна в книге ее крайняя простота и отсутствие претензий, столь непохожие на общее направление русской литературы.

Другой писатель без претензий, находящийся под влиянием Ремизова, — Иван Соколов-Микитов, чьи «сказки» и рассказы, написанные замечательным, чистым и характерным русским языком, дышат подлинным, неподдельным духом фольклора.




Михаил Михайлович Пришвин и его рассказы о природе