Многословие и «слова-паразиты»
Многословие — это введение в текст ничего не дающих слов, устранение которых только усилит действенность текста. Многословие — характерная примета непродуманности текста.
Примеры характерных ошибок
Основные группы «лишних слов»:
1) Причастия, прилагательные, глаголы, существительные со значением наличия или появления описываемого предмета или процесса: Иметься, имеющийся, имеющий место, существующий, наблюдающийся, появляющийся, являться, являющийся и др.:
В тот момент на душе у Ивана Васильевича было состояние спокойствия.
2) Слова, называющие действия, не обязательные для предмета:
Деревья стоят и тянутся к солнцу ветвями. — Лишнее слово — «стоят».
3) Глаголы или отглагольные существительные, а иногда и придаточные предложения, называющие действия, выраженные стоящим рядом словом: Удачное осуществление руководства — удачное руководство; Проведение монтажных работ — монтаж; Деятельность по активизации — активизация и т. п.:
И все-таки, если поразмышлять, я думаю, что стихотворение говорит о ностальгии. —
4) Прилагательные, причастия, местоимения, ничем не дополняющие характеристику существительного, к которому они относятся:
Тургенев в своем романе » Отцы и дети » сумел найти и показать складывавшийся тип нигилиста. — Во-первых, лишнее слово «Своем». Во-вторых, странно утверждать, что автор в своем романе искал тип. В-третьих, слово «Сумел» придает смыслу всей фразы некоторый оттенок покровительственности автора сочинения по отношению к Тургеневу. В-четвертых, «Складывавшийся» когда?
Предлагаемый вариант правки: Тургенев в романе «Отцы и дети» показал складывавшийся в начале второй половины XIX века тип нигилиста.
5) Слова-паразиты: частицы, вводные слова, не несущие смысловой или эмоциональной нагрузки, используемые «для связи», обычно в начале предложения: Ну, вот, итак, короче, в общем, как бы и др.:
В рассказе существуют как бы две системы координат. — А на самом деле сколько систем? Кстати, именно эти сорные слова наиболее распространены в устной речи в последнее время.
Материал для коллективной работы
1. Каждое событие пьесы несет в себе свои мысли.
2. Один открыл огонь, поддерживающий жизнь в нашем теле; другой открыл музыку, поддерживающую душу в нашем теле.
3. Если искать сходства и различия этих двух персонажей, то в начале нет особых признаков. Зато дальше, когда раскрывается содержание, появляется некоторое сходство и различие.
4. Обе героини влюблены в человека.
5. Все нижеперечисленные мною выше проблемы.
6. Когда к Катерине пришла любовь, это была любовь к Борису.
7. В этой любви был заключен весь смысл Желткова. Эта любовь придавала весь смысл его жизни.
8. Герои в комедии — отрицательные персонажи, потому что они показывают отрицательные качества человека.
9. Люди, которые составляют скифов, приняли бы его.
10. Его глазами и словами описывается жизнь этого народа.
11. Он любил уединяться, чтоб побыть наедине с собой.
12. Базаров говорит, что его дед землю руками пахал.
13. Герой в своих речах говорит о том…
14. Базаров в описании Тургенева имеет очень много особенностей, но сам Тургенев не имеет этих особенностей.
15. У Онегина был как бы озлобленный ум.
16. Господь всегда будет с ними, тем самым везде сопровождая их.
17. Он был очарован или заколдован жизнью.
18. Смысл названия заглавия повести.
19. Одной из ошибок Пьера была ошибка, которая заключалась в женитьбе на Элен.
20. Говоря простыми словами, в романе представлены два великих полководца — Кутузов и Наполеон.
21. Услышав «да», Обломов растерялся. И просто-напросто он начал практически пытать Ольгу, спрашивая, насколько сильно она его любит.
22. «Вы решили, что как бы продюсер — это денежный мешок…»
Многословие и «слова-паразиты»