Мои раздумья над романом «Преступление и наказание»

Реакция читателей на это произведение неоднородная. Больше того, часто можно услышать и отрицательные отклики: о самом романе, «пасмурном и злом», о главном герое — «какой же герой из убийцы», об отсутствии любой положительной, доброй силы. Я тоже не могу сказать однозначно: «Понравился». Честно говоря, прочитав роман, расположение духа не поднялось, для себя, для решения каких-то вопросов, для духовной поддержки, когда какие-то строки воспринимаются созвучно тебе, я перечитывать его не буду. Но все же таки читать было интересно.

Такое

уникальное объединение детективного сюжета с глубиной психологического анализа. И вопросы, которые возникли у меня, были не с XIX ст., из трущобы и окраин славного Петербурга, а довольно актуальные, современные. Каждый человек когда-то задумывается над определением Добра и Зла и хочет определить для себя эту непростую границу между ними. Жизнь раз в раз передвигает ее то по правую сторону, то по левую сторону.

Смотря по разным точкам, можно понимать расстояние между «хорошо» и «плохо» тоже по-разному. Особенно, когда какой-либо поступок стараешься примерить на себя.

Возьмем, например, государственно-общественный

порядок. Сколько раз недовольные чем-то люди предъявляют обвинение не самому порядку, а противоположному, «счастливой половине» или какому-то либо проценту человечества. Сколько раз готовые даже уничтожить соперника, врага физически — словно этим можно установить справедливость!

Правда, много кто останавливался перед конкретным действием, считая себя слабым, неспособным для роли исполнителя, но не отбрасывая самой идеи. «Вот если бы кто-то другой сделал…». Эта проблема попробовать себя как исполнителя идей возникает и перед главным героем романа Родионом Раскольниковым. Уничтожен ужасной жизнью, воображение нанизывает эпизод за эпизодом на пронизывающий сердце боль: брошен университет и нет возможностей устроиться на работу, в каждом письме от матери скрыто будничными строками унизительный намек на деньги, дорогая сестра, его чистая, умная Дунечка, хочет пожертвовать собой ради семьи, собираясь замуж за чужого, несимпатичного ей человека, кругом долги — и нет и не будет поэтому конца.

А рядом — те же самая бедность: пьяный служащий Мармеладов, с его больной женой и малыми детьми, которые живут на горько заработанные деньги старшей дочурки Сони, которая, спасая семью от голодной смерти, идет на панель — и тоже нет гарантий, которая сможет долго продержаться, что маленькая сестричка не повторит ее судьбу. Пьяная девушка на бульваре, которое попало через свою бедность к чужим рукам…

Десятки, и сотни приниженных и обиженных, что живут на чердаках и в подвалах, которые оставили ожидание на лучше «завтра». Раскольникову даже снится, как озлобленные серой, нуждающейся жизням, находя выход в пьянстве, пьяные люди вымешивают свое бедствие, свое оскорбление на других, издеваются со старого коня, а потом забивают его до смерти. Герой воспринимает чужую боль, как свою, он стремится помочь им, установить равновесомую в обществе.

Вот и приходит мысль — убить старую ростовщицу Елену Ивановну, а ее деньги, что все одно завещаные монастырю, отдать тем, кого они могут «спасать.

Ø «Одно жизнь и сто человеческих судеб вместе с тем — вот здесь арифметика!»

Раскольников делает вывод, который «единичное зло разрешено, если главная цель добро». Разговор студента и офицера, которую он случайно услышал, только укрепляет его уверенность в правильности этой идеи, а предположение студента и офицера о возможном исполнителе убийства только подтверждает мысль о не будничности собственной натуры.

Честно говоря, любой из нас, бывает, считает себя лучшим за других, суперменом в какой-то области, часто не замечая, что это «над людьми» может привести к «от людей», «без людей», а от простой вседозволенности даже в будничному — один шаг к Ницше, Гитлеру. Реальный поступок переворачивает все из ног на голову: деньги тихонько пропадают: под камнем на безлюдном дворе, вместе с Еленой Ивановной убита ее сестра Лизавета да еще и, наверное, с будущим малышом, — духовную сестру Сонечки Мармеладовой, с которой они обменялись нательными крестиками. А самое главное — он понимает, что не может стоять рядом с матерью, сестрой, так как перестал быть достойным их любви.

Все это и составляет кару, моральное наказание, моральное самоистязание героя, против которого не выдвинуты обвинения и нет доказательств, но сам он не может спокойно жить. По сравнению с преступлением, на описание которого и подготовку к нему отведено одну часть романа, это самоистязание занимает в шесть раз больше, а признание — один строка. Что рядом с ним официальное наказание — восьмилетняя каторга!

Она только поможет очистить душу страданиями.

Раскольников считает, что его место теперь — с теми, кто переступил. И вот рядом оказывается внешне чистый и правильный Лужин, с его коварной душой, который готов навести клевету на беззащитную девушку даже в день погребения ее отца, чтобы достичь своей цели.

«Мы того самого поля ягоды», — говорит ему и Свидригайлов — человек, в котором полосами идет хорошее и мерзостное, который может привести к самоубийству подростка, спровоцировать смерть жены и помочь чужим ему сиротам, может забавляться, будто куклой, шестнадцатилетней «нареченной» и побеспокоиться, чтобы ее больше не стали продавать, шантажировать любимую девушку тайной о ее брате и склониться перед ее чистотой и человечностью.»

А Соня, которую он считал низшей за себя, слишком мягкой, беззащитной для этого жестокого мира, доведет ему необходимость снять грех из души, станет твердой поддержкой и другом…

Роман зовет к серьезным раздумьям, призывает переосмыслить моральные принципы, дойти понимание вечного закона — ценности человеческой жизни, как чужого, так и собственного, что не имеешь права опозорить. И все же таки хочется, чтобы произведение не было таким пасмурным, найти положительного героя. Сначала даже кажется, что такой герой есть. Недаром же сам автор дал ему фамилию — Разумихин. Тоже бедный студент, добрый товарищ, энергичный, умный человек, но, в отличие от Раскольникова, не лежит все время на диване, донимая себя своими мыслями до последней степени, не берет у руки топор, а тихонько работает, зарабатывая своими знаниями хотя по рублю на достойную Жизнь.

Будет невеста с небольшим благосостоянием — можно и дело начать. Тихо, спокойно, кротко, ни с кем не поссорившись, ничего не собираясь в этом порядке изменять, тем не менее приспосабливаясь ко всему.

Сравните с Раскольниковым, который поставил себя лучшим из людей, чтобы что-то сделать для них, этого Розумихина, который хочет просто быть одним из них, а жить — для себя, и вы поймете, что он просто никакой не герой — в первом значении этого слова. Я снова же таки говорю, что отношение мое к роману «Преступление и наказание» неоднозначное, я не могу легко сказать: «Понравился». Но книга, которая вызывает столько раздумий, безусловно, книга интересная.




Мои раздумья над романом «Преступление и наказание»