Мой Маяковский Маяковский В. В

Мой Маяковский Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции. Да, это действительно так, потому что даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями поэта неизменно присутствует красный цвет — цвет революции:

В поцелуе рук ли,

Губ ли, В дрожи тела

Близких мне Красный цвет

Моих республик тоже

Должен

Пламенеть.

И подобно тому как превозносили поэта

в первые годы советской власти, теперь, в связи с изменившейся политической обстановкой в стране, — его стихи подчас отвергают. А допустимо ли это?

Сейчас я познакомилась с другим, совершенно новым для меня Маяковским — лириком. И в очередной раз осознала всю безосновательность категоричных суждений. Мой Маяковский…

Да, этот поэт, некогда читавшийся по принуждению, теперь стал моим.

Наиболее близка мне в его творчестве любовная лирика. Она достигает таких вершин чувства, что ей уже не хватает обычных слов — слишком серыми и бесцветными кажутся они. И появляются образы-гиганты: «громада любовь»,

«любовища».

Маяковский не умеет чувствовать «мелко». Необыкновенная сила чувства сквозит даже в ритме его стихотворений. Если прислушаться, то вся мелодия стиха напомнит ритм исполинских шагов.

Маяковский-гигант, плачущий морями — «слезищами», для которого океан мал, а небо кажется «крохотным». Поэт беспредельности в одних стихах — вдруг становится нежным «мальчиком», с которым женщина играет, «как девочка с мячиком», в других — слова «кричат»:

…душу вытащу,

Растопчу.

Чтоб большая! —

И окровавленную дам, как знамя…

И вдруг — с громогласного крика переходит на шепот, исполненный отчаяния:

Дай хоть

Последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

Маяковский для меня — это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как я. И этим он мне интересен. Поэт привлекает своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий:

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

И в то же время — удивительной трогательностью стиха:

Подошел и вижу — за каплищей каплища

По морде катится, прячется в шерсти…

И какая-то общая

Звериная тоска плеща вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

Нежность, ненависть, любовь, тоска и боль — вся гамма человеческих чувств представлена у Маяковского в самом ярком их проявлении.

Безусловно, поэта можно любить или не любить, принимать его идеи или быть их противником. Но то, что действительно достойно уважения — глубина чувства, постоянство, преданность идее, — это неизменно присутствует в стихах Маяковского.

Но он умел быть и другим — насмешливым, едким, беспощадным.

Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского.

И сразу задумываешься о том далеком или только кажущемся далеким времени в истории моей страны.

Начало века, коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны. Революция, принесшая совершенно новый взгляд на мир. Кто-то воспринял ее с восторгом, кто-то занял выжидательную позицию, кто-то не принимал ее и страдал.

А вот некоторым было все равно, на какой почве паразитировать. Такие люди, не имеющие собственных убеждений, приспосабливались ко всему, крича «Ура!», если это делали все вокруг, или — «Долой!», в зависимости от того, что было выгодно.

Поиск выгоды, умение приспосабливаться, отсутствие каких бы то ни было нравственных понятий объединяет главных героев «Клопа» — Присыпкина, Баяна и семью Ренессанс. Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно сменить фамилию Присыпкин на «аристократический» псевдоним Скрипкин, совершить выгодную сделку — обмен профсоюзного билета на парикмахерскую. Обывательщиной и пошлятиной пронизаны души этих людей, низменные чувства видны в каждом их поступке.

Да, 20-е годы, борьба с мещанством… Но если вдуматься более глубоко, то станет ясно, что комедия, написанная Маяковским на злободневную тему, волновавшую всех в ту уже далекую от нас, молодых, эпоху, то невольно напрашивается вопрос: «А что, неужели среди нас нет Присыпкиных и Баянов?» Несомненно, есть. И именно поэтому комедия Маяковского имеет не только историческую подоплеку, но и затрагивает общечеловеческие ценности.

Маяковский был оптимистичен, предположив в своем произведении, что светлое будущее совсем недалеко — через какие-нибудь полвека. Но, к сожалению, мы, люди, стоящие на пороге нового века, все еще не знаем противоядия против «клопов», паразитирующих в нашем обществе. Изолировать таких людей, как предложил Маяковский, невозможно.

И становится грустно, так как эта комедия на самом деле имеет трагический подтекст: ни одна идея не может быть претворена в жизнь, не будучи опошленной грязью и низостью мещанской натуры.

Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься…

О чем? О сегодняшнем дне.

Таков он — мой Маяковский. Сатирик и лирик. Романтик и трезвый реалист.

И всегда — Поэт.




Мой Маяковский Маяковский В. В