Моральные проблемы в драме Г. Ибсена «Кукольный дом»
Генрик Ибсен вошел в историю мировой литературы как основатель «новой драмы». Одним из первых он начинает создавать пьесы с большими проблемами и языком, близким зрителю. Драма «Кукольный дом», которая была написана автором в 1879 году, рассказывает о доме, о семье, о людях, которые прожили вместе много лет, но так и не смогли стать счастливыми.
Ибсен решает раскрыть проблему родственных отношений и разобраться в секрете семейного счастья, так как от гармонии в родительском доме зависит гармония души человека и мира вообще.
Произведение
Дом Хельмеров, как делает замечание автор, обставленный недорогими, но добротной мебелью, на стенах висят гравюры, в шкафах расставленные книги. На первый взгляд кажется, что семейную жизнь в этой семье уютное и счастливое. Чему же тогда Ибсен называет этот дом «кукольным»?
Это определение символическое. Оно указывает на что-то неестественное,
Развитие конфликта между Норою и окружающими имеет глубоко новаторскую форму. Автор, постепенно анализируя отношения в современной ему семье, показывает скрытые механизмы уничтожения человеческой индивидуальности, души персонажей.- Спустя некоторое время семейное счастье начинает раскрывать свои внутренние стороны. Оказывается, что мужчина Нори лишь на первый взгляд любит жену, но на самом деле она для него лишь прекрасная игрушка, «куколка», его собственность, которую не стыдно показать другим и которая некогда своим поведением не огорчит мужчины. Кроме того, из первых же страниц пьесы мы обращаем внимание на особенности поведения героини.
В разговоре Норы с фрау Кристиной выясняются некоторые обстоятельства такого поведения: на средства больного отца дочь лечит в Италии своего мужчины. Она нарушила закон, подделав документы. Поступок и намерения Норы автор трактует как чистые и самоотверженные.
Но закон не на стороне женщины, и героиня придет к выводу, который его треба изменить, даже ликвидировать. Это первая попытка бунта Норы против общества, но с развитием действия, то уже станет системой.
Важным мотивом, который направляет развитие драматических событий в пьесе, становится несогласие Норы с тем, что она легкомысленный человек, который не способная на серьезные поступки. Она совсем не такая, которой ее видят мужчина и подруги. Это сильная, волевая женщина, которая умеет по-настоящему любить, которая ради близкого человека способная на все, даже пожертвовать жизням. Но Нора вместе с тем тактичная, нежная и чуткая.
Судьба подвергает испытанию ее: ростовщик Крогстад, зная тайну женщины на протяжении восьми лет, шантажирует ее. С первым письмом вора в дом приходит беда. Впервые Нора отваживается все рассказать мужчине, но оказывается, что для него карьера, личный престиж — самое главное.
Торвальд не проходит моральное испытание. Второе письмо Крогстада, в каком тот возвращает долговую записку Норы, дает повод Торвальду сделать широкий жест прощения жены, но последний этого уже не хватает. И она обрушивается на все. общепринятое, что мешает поискам собственного «я».
Человек должна прежде всего воспитывать себя, а потом еще кого-то. Нора выносит приговор и законам общества, и религии, и даже своей любви. Героиня решает искать истину и отправляется навстречу неизвестному. Композиция пьесы имеет аналитический характер: действие начинается из изображение иллюзии счастья и заканчивается его поражением.
Новаторство Ибсена отразилось и в незавершенности концовки.
В Г. Ибсена некогда не было семьи, своего дома, благосостояния, но он всегда мечтал о человеческих ценностях жизни. И с этой мечтой он и умер, оставив нам свою пьесу о реальных проблемах семьи — «Кукольный дом».
Моральные проблемы в драме Г. Ибсена «Кукольный дом»