На примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки — это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета.
И на примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.
П. П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского
На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.
Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын.
Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе
Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка — золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба — на земле, Жил старик в одном селе.
Село — это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села.
В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет…
А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами. Например, Жар-птица — это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы. Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога — Ярилы.
Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках Птицы райские живут.
Ершовский Иванушка — типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава.
Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок — «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник, а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке, совмещает народные и литературные традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
На примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»