На тему: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕЧОРИНУ
Кто же на самом деле этот «герой своего времени» — лермонтовский Печорин? Об этом образе велось и до сих пор ведется немало споров. На мнения критиков оказывают влияние среда, время, эпоха, общественный строй, собственное мировоззрение, глубина осознания произведения и т. д. Кто-то видит в нем бездушного эгоиста, испорченного, избалованного молодого человека, заботящегося только о собственных интересах, прихотях, стремящегося к поверхностным развлечениям, неспособного на глубокие чувства.
Кто-то, наоборот, видит в нем глубоко
Он хочет бороться, хочет изменить свою судьбу. Но он не может понять — как. И в этом его главная трагедия: не видит цели, к которой
Что касается меня, то мне глубоко симпатичен герой Лермонтова. Кажется, что это не придуманный персонаж, а реальный, живой человек — настолько правдиво и точно создан его образ. Он постоянно открывается нам с новой стороны, что позволяет сказать, что это довольно сложный образ, глубокий, неоднозначный характер, цельная, заслуживающая уважения личность. Да, он совершил в жизни немало ошибок. Да, его поступки обернулись трагедией для многих людей.
Да, он кажется на первый взгляд черствым, жестоким, эгоистичным человеком, не задумывающимся о судьбах и чувствах других людей. Но на это можно возразить словами В. Г. Белинского: «Вы говорите, что он — эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?
Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм…»
Печорин вызывает у меня симпатию. Но в то же время мне очень жаль этого талантливого, умного, волевого человека, который в свое время стремился к наполненной, счастливой жизни, искренне верил в возможность счастья, в возможность любви и дружбы, в то, что он нужен людям, обществу, стране. А общество отвергло его. Светским барышням не нужна его искренняя любовь, потому что в высшем свете вообще отсутствуют естественные чувства.
Здесь господствуют фальшь и пустота, которые противны герою. А другое общество — естественное и чистое, общество простых людей, также чуждо ему, потому что ему не знакомы их принципы, традиции, устои. Он не может понять этих людей, как и они не понимают его, — ведь они выросли в разных условиях, впитали в себя эти условия. Сам того не желая, герой вносит смуту и разрушение в мир естественных людей, чистых помыслов, чувств и привычек.
Но он-то, воспитанный в других условиях, вовсе не считает свои действия губительными!
Некоторые критики отказывают Печорину в способности любить, выражать свои чувства, вообще — в способности испытывать сильные чувства и проявлять сильные эмоции. На мой взгляд, они совершенно не правы. Живя в бездуховном, бесчувственном обществе, Печорин просто вынужден был прятать свои чувства глубоко в сердце.
Но посмотрим на него внимательнее после разлуки с Верой. Когда он получает прощальное письмо, бросается за нею вдогонку, «задыхаясь от нетерпения». «При возможности потерять ее навеки» Вера стала для него «дороже жизни, чести, счастья».
Потеряв последнюю надежду увидеть ее, герой рыдает в степи, рыдает «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Что это, если не любовь? Разве это не сильное, искренное чувство? Такое же сильное чувство испытывает он к смертельно раненной Бэле, понимая, что теряет ее. В. Г. Белинский писал, что «этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду».
А то, что герой Лермонтова страдал, не вызывает никаких сомнений. Иначе не стал бы он намеренно прекращать любые разговоры о девушке, не стал бы спустя годы искусственно изображать равнодушие при упоминании ее имени.
В борьбе с самим собой проходит жизнь героя. И эта борьба намного мучительнее борьбы с внешним миром. Человек может победить обстоятельства, он может заключить пари и, приложив все усилия, выиграть его.
Но как победить собственные внутренние противоречия? Думаю, по — настоящему это удается далеко не каждому! Печорину не удалось. Эта борьба погубила его душу.
Но уважения заслуживает уже то, что он стремился разобраться в собственных ошибках, он стремился изменить свою судьбу.
Печорин хотел убежать от скуки и бессмысленности жизни: он служил в армии, рвался в опасные сражения; он бросался в комнату, в которой находился вооруженный убийца; он отправился в путешествие по странам Европы. Разве не чувствуется здесь сходства с тем самым одиноким парусом, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой»?
И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад — Колокольчик звенит-заливается…
Кони юношу к северу мчат…
Эти строки русского поэта Я. П. Полонского также как будто написаны с Печорина. А пушкинский Онегин! Тот же светский круг, вызывающий скуку и презрение, тот же образ жизни, то же разочарование.
Не потому ли так часто поэты и писатели обращались к образу «лишнего человека», что этот образ был симпатичен им, что они часто встречали подобных людей в своем окружении, что они всем сердцем хотели найти путь к спасению этих героев? Но проблема в том, что спасать их нужно от самих себя. А это не под силу даже самим героям.
Лермонтов раскрыл перед нами живую душу современного ему человека. Но думаю, что в любые времена найдутся люди, которые узнают в Печорине самого себя. Возможно, какие-то его черты присутствуют и в моем характере, в моей душе. Возможно, именно поэтому он привлекает меня.
А еще — заставляет задуматься о том, как жить, каких ошибок нужно стараться избегать, к каким трагическим последствиям приводят порой необдуманные и, казалось бы, невинные поступки.
На тему: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕЧОРИНУ