На тему: Новое — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!

По-моему, каждому человеку свойственно мечтать о жизни, лучше той, которую он имеет. Может быть, имен­но поэтому возникла пословица: «Всегда лучше там, где нас нет».

Но не только отдельный человек мечтает о личном сча­стье. Все человечество терзается извечной мечтой. Извест­ная у большинства древних народов, она воплотилась в идее рая.

И во все времена люди, сокрушая старую власть, надеялись, что после этого заживут в полном счастье. Поэтому ничего нового не было и в коммунистической идее:

Весь мир насилья мы разрушим До основанья,

а затем Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был никем — тот станет всем.

Мечта о строительстве «нового мира» разве не созвуч­на с извечной мечтой человечества о рае? Отрицая рели­гию как «опиум для народа», большевики замыслили на­ступление «царствия небесного» в одной отдельно взятой стране. Певец революции В. Маяковский увидел светлое будущее с присущей ему образностью: «через четыре года здесь бу­дет город-сад…».

Но мечту о рае задолго до русских революционеров восприняли мировые религии. В христианской трактовке рай — место вечного блаженства в загробном мире для тех, кто

вел праведную земную жизнь.

И в Коране мы находим конкретное определение рая : «там — реки из воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, при­ятного для пьющих, и реки из меду очищенного» .

Но в этих изречениях описывается небесный рай, дос­тижимый человеком после смерти. А человеку хотелось уви­деть этот благодатный уголок земли еще при жизни.

Первым, кто взялся описать его, был древнегреческий философ Платон. В труде «Государство» он описал идеаль­ный политический строй. Государство Платона состоит из трех сословий: правителей, стражей и третьего сословия — крестьян, ремесленников, торговцев и т. д.

Основное разделение сфер деятельности определяется назначением сословий. Каждое сословие должно занимать­ся тем, для чего оно предназначено, а представители каж­дого сословия должны в совершенстве владеть своим мас­терством: правители-философы — управлять, стража — охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники — производить материальные блага для себя и для первых двух сословий.

Каждому сословию соответствуют свои этические доб­родетели: правителям-философам — мудрость, стражам — мужество, крестьянам и ремесленникам — послушание. Гар­моничное сочетание деятельности сословий и их доброде­телей создает справедливый государственный строй. Госу­дарственному строю и идее справедливости соответствует человеческая душа, состоящая из трех частей: разумной, вожделеющей и растительной.

Чтобы искоренить корысто­любие и алчность, Платон предлагал ликвидировать част­ную собственность.

В одном из вариантов идеального государства он даже предлагал обобществить жен, воспитание детей перепору­чить государству, а их место в общественной жизни опре­делять не по социальному происхождению, а в соответ­ствии с наклонностями и способностями.

В Сиракузах на Сицилии Платон даже попытался во­плотить свою идею в жизнь. Однако из этого у него ниче­го не вышло. Философ разочаровался.

Его разочарование отразилось в «Законах», написанных под конец жизни. В этом труде он изобразил полицейское казарменное госу­дарство, которое принуждает людей быть счастливыми против их воли.

Поиск идеального государственного и общественного устройства продолжился в эпоху Возрождения и привел к возникновению жанра социальной утопии. Самыми замет­ными представителями утопического жанра стали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон. Государство на острове Утопия у Т. Мора построено на коммунистических началах — без частной собственности, с демократическим управлением, с распре­делением по потребностям, с гармоничным развитием граж­дан, занимающихся умственным и физическим трудом; мужчины и женщины равны в правах, преодолено проти­воречие между городом и деревней. Но существует и раб­ство — для преступников, нарушивших государственные законы.

Эта Идея получила дальнейшее развитие у Маркса и русских социалистов. Но когда большевики попытались во­плотить ее в жизнь, оказалось, что она неосуществима. Как говорил гений русской поэзии А. Пушкин: «Не думаю, чтоб мир мог увидеть конец того что исходит из глубины человеческой природы, что, кроме того, существует и в природе, — неравенства».

Подытоживая все сказанное, следует согласиться: «Чудо не может тиражироваться». Мечта о «золотом веке», все­общем равенстве, братстве и справедливости могла бы во­плотиться в реальность лишь в особое время, в особом месте, при особых обстоятельствах. И только естествен­ным путем, как бы сама по себе.




На тему: Новое — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!